УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 5 октября 2000 г. N 11-07/4020
ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА И СБОРА
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Амурской области в связи с поступающими запросами о
применении норм Налогового кодекса РФ в связи с изменением срока
уплаты налога и сбора сообщает следующее.
Налоговый кодекс РФ четко определил, что следует понимать под
изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в
которых оно может производиться: отсрочка, рассрочка, налоговый
кредит и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК РФ).
Условия и порядок предоставления заинтересованному лицу
отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного
налогового кредита определены в главе 9 части первой Налогового
кодекса РФ.
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос
установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок
(п. 1 ст. 61 НК РФ). При этом, как следует из п. 2 ст. 61 НК РФ,
срок уплаты налога может быть изменен не только в отношении всей
подлежащей уплате суммы налога, но и в отношении части этой суммы.
Кроме того, учитывая, что Налоговый кодекс не содержит никаких
ограничений относительно того, какие именно сроки могут быть
изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможность
изменения любых сроков, установленных налоговым законодательством
РФ применительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и
сроков, предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по
налогам.
Обстоятельствами, исключающими возможность изменения срока
уплаты налога, являются:
- возбужденное уголовное дело по признакам преступления,
связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах в
отношении лица, претендующего на такое изменение;
- проведение в отношении указанного лица производства по делу о
налоговом правонарушении либо по делу об административном
правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;
- наличие достаточных оснований полагать, что лицо
воспользуется изменением для сокрытия своих денежных средств или
иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо
собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п. 1
ст. 62 НК РФ).
Необходимо отметить, что при наличии указанных выше
обстоятельств изменение срока уплаты налога (сбора) не допускается
ни при каких условиях независимо от того, в какой форме
планировалось осуществить перенос сроков уплаты налога, будь то
отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый
кредит. Инспекции МНС России по городам и районам при наличии
данных, свидетельствующих о необоснованном принятии решения об
изменении срока уплаты налога, обязаны незамедлительно
информировать о таких фактах органы прокуратуры.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки подается
заинтересованным лицом непосредственно в орган, уполномоченный
предоставлять отсрочку (рассрочку). В зависимости от конкретного
вида налога (сбора), по которому предоставляется отсрочка
(рассрочка), органами, уполномоченными на принятие соответствующих
решений, могут выступать: Минфин РФ, финансовые органы субъекта РФ
и муниципального образования, ГТК РФ, органы, осуществляющие
контроль за уплатой государственной пошлины (например, суды),
органы соответствующих внебюджетных фондов (ст. 63 НК РФ).
Частью 2 статьи 63 предусмотрен порядок изменения сроков уплаты
федеральных налогов, подлежащих перечислению в бюджеты различных
уровней.
Если действующим законодательством Российской Федерации
определено, что перечисление федерального налога, сбора
осуществляется в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого
налога, сбора изменяется в части сумм, зачисляемых в федеральный
бюджет, на основании решения Министерства финансов Российской
Федерации, а в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет субъекта
Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения
соответствующего финансового органа субъекта Российской Федерации
или муниципального образования. В данном случае под действующим
законодательством Российской Федерации следует понимать все
нормативные правовые акты, принятые на территории Российской
Федерации в виде закона. Таким образом, если бюджетным
законодательством Российской Федерации предусмотрено зачисление
федеральных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации, то
финансовый орган субъекта вправе принять решение об изменении
срока уплаты федерального налога в части сумм, зачисляемых в
бюджет субъекта.
В том случае, если законодательством о налогах и сборах или
бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации
определено, что региональный налог или сбор подлежит перечислению
в бюджеты разных уровней, срок уплаты такого налога, сбора в части
сумм, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской
Федерации, изменяется на основании решения финансового органа
субъекта Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в
местный бюджет, - на основании решения финансового органа
соответствующего муниципального образования.
Руководитель управления,
государственный советник
налоговой службы
II ранга
В.А.СУДАКОВ
|