20 сентября 2000 года Председателю Амурского
N 7-03/108-00 областного Совета
народных депутатов
Марценко В.В.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РФ, ФЗ "ОБ ОСНОВНЫХ
ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В
РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
При правовом анализе Устава Амурской области (в ред. от 17
января 1997 года) установлено, что отдельные его положения не
соответствуют Конституции РФ и федеральному законодательству.
Так, в ст. 24 Устава Амурской области указан перечень вопросов,
которые не могут выноситься на референдум области. Однако данный
перечень не в полной мере соответствует ст. 13 ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", предусматривающей, кроме указанных
в ст. 24 Устава, ряд вопросов, которые не могут быть вынесены на
областной референдум. Это вопросы, связанные:
а) с досрочным прекращением или продлением срока полномочий,
приостановлением осуществления полномочий органов государственной
власти субъекта РФ, с проведением досрочных выборов органов
государственной власти субъекта РФ либо с отсрочкой указанных
выборов;
б) с формированием состава органов государственной власти
субъекта РФ, персональным составом органов государственной власти
субъектов РФ;
в) с избранием, утверждением, назначением на должность
депутатов и должностных лиц.
С учетом этого следует дополнить ст. 24 Устава области,
предусмотрев исчерпывающий перечень вопросов, которые не могут
быть вынесены на референдум области.
Пункт 2 ст. 26 Устава устанавливает, что референдум области
должен быть назначен по выдвинутому в порядке народной инициативы
требованию граждан, обладающих избирательным правом, численностью
не менее одного процента от числа избирателей области.
Вышеназванный пункт ст. 26 Устава области не в полной мере
соответствует п. 16 ст. 33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации", устанавливающему, что максимальное количество
подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы
проведения референдума, не может превышать 2 процентов от числа
граждан, имеющих право на участие в референдуме, на референдуме
субъекта Российской Федерации. В связи с чем п. 2 ст. 26 следует
привести в соответствие, дополнив его словами: "и не более 2
процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме
на референдуме области".
В ст. 31 Устава области предусмотрено, что порядок проведения
референдума области, областных выборов, реализации права народной
правотворческой деятельности определяется законодательством
области. Вместе с тем указанная статья Устава области не
оговаривает, что порядок проведения названных в ней мероприятий
регулируется также и федеральным законодательством. С учетом этого
ст. 31 следует дополнить после слова "определяются" словами
"федеральным законодательством".
Частью 3 п. 7 ст. 34 Устава области предусмотрено, что депутат
областного Совета народных депутатов не может быть депутатом иных
законодательных органов государственной власти и органов местного
самоуправления, кроме случаев, предусмотренных федеральными и
областными законами. Данная норма Устава области не соответствует
ст. 12 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", которой определены ограничения,
связанные с депутатской деятельностью. В связи с вышеназванным
положением федерального закона слово "областными" надлежит
исключить из ч. 3 п. 7 ст. 34 Устава области.
Пунктом 1 ст. 36 Устава области устанавливаются основания
досрочного прекращения полномочий областного Совета народных
депутатов, которые не соответствуют ст. 9 ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
которая предусматривает, помимо оснований, указанных в п. 1 ст. 36
Устава области, другие основания досрочного прекращения полномочий
законодательного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации. А именно в случае: а) роспуска указанного органа высшим
должностным лицом субъекта Российской Федерации по основаниям,
установленным п. 2 ст. 9 данного Федерального закона; б)
вступления в силу решения суда области о неправомерности данного
состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в т.ч. в
связи со сложением депутатами своих полномочий. В связи с чем, в
п.1 ст.36 Устава области необходимо включить исчерпывающий
перечень оснований досрочного прекращения полномочий областного
Совета народных депутатов.
Подпунктом "б" п.1 ст.36 Устава установлено, что полномочия
областного Совета народных депутатов могут быть прекращены
досрочно по решению областного референдума, порядок проведения
которого установлен Уставом области. Указанный подпункт пункта 1
ст.36 Устава противоречит п.3 ст.13 ФЗ "Об основных гарантиях
избирательный прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", предусматривающему, что на референдум
субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы о
досрочном прекращении или продлении срока полномочий,
приостановлении полномочий органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о
проведении досрочных выборов органов государственной власти
субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления
либо об отсрочке указанных выборов.
В п. 2 ст. 36 Устава области предусмотрено, что выборы в
областной Совет народных депутатов проводятся не позднее чем в 3-
месячный срок со дня принятия решения о досрочном прекращении его
полномочий. Данная норма Устава области не согласуется с п. 4 ст.
9 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации", в котором установлено, что указанные выборы
проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в силу
решения о досрочном прекращении полномочий этого органа. В связи с
этим формулировку п. 2 ст. 36 Устава области следует привести в
соответствие с вышеназванной нормой федерального закона.
Статьи 76 и 77 Устава области определяют, что областной Совет
народных депутатов принимает законы области и иные нормативные
правовые акты. Данную норму Устава области необходимо дополнить,
указав, что конкретный перечень вопросов, разрешаемых путем
принятия законов и постановлений, определяется настоящим Уставом и
п. 2, 3 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъекта Российской Федерации".
Пункт 1 ст. 83 Устава области устанавливает, что постановления
Главы Администрации области, приказы руководителей структурных
подразделений администрации области опротестовываются в порядке,
определенном законами области и постановлениями Главы
Администрации области.
Это положение противоречит ФЗ "О прокуратуре Российской
Федерации", согласно которому опротестование противоречащих закону
правовых актов определяется настоящим Федеральным законом и право
на такое опротестование принадлежит только прокурорам.
Статья 85 Устава области, регулирующая порядок и предмет
прокурорского надзора, не в полной мере соответствует требованиям
ст. 71 (п. "о"), ст. 129 Конституции РФ, ст. ст. 1, 21, 31, 32, 35
ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации". Поскольку полномочия
органов прокуратуры Российской Федерации регламентируются
федеральным законом, ст. 85 следует исключить из Устава Амурской
области.
В п. 3 ст. 93 Устава области предусмотрено, что предприятиям,
учреждениям и организациям сферы культуры, науки, образования и
спорта предоставляются налоговые льготы, определяемые
законодательством области.
Данное положение не вполне согласуется с Конституцией РФ.
В соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление
общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного
ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с
ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации.
С учетом вышеизложенного пункт 3 ст. 93 Устава следует
дополнить после слов "определяемым законодательством области"
словами "принятым в соответствии с федеральным законодательством".
В связи с принятием 29 июля 2000 года Федерального закона N 106-
ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и 4 августа 2000 года Федерального закона N 107-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" в
Устав следует внести соответствующие дополнения, включив в него
нормы, определяющие ответственность должностных лиц органов
исполнительной власти области и дополнительные полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом
положений, изложенных в ст. 29.1 федерального закона N 106-ФЗ и
ст. 49 федерального закона N 107-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 ФЗ "О
прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление на сессии областного
Совета народных депутатов.
2. Привести в соответствие с федеральным законодательством
статьи 24, 26 (п.2), 31, 34 (п.7 ч.3), 36 (п.1, 2), 76, 77, 83
(п.1), 93 (п. 3) Устава Амурской области.
3. Исключить подпункт "б" п. 1 ст. 36, ст. 85 Устава Амурской
области.
4. Внести в Устав Амурской области дополнения, определяющие
ответственность должностных лиц органов исполнительной власти
области и дополнительные полномочия органов государственной власти
субъектов РФ.
О результатах рассмотрения сообщите прокурору области не
позднее месячного срока с момента поступления.
Прокурор
Амурской области,
государственный советник
юстиции 3 класса
С.А.КУЧЕР
|