УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 28 сентября 2000 г. N 11-07/3951
О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В связи с возникающими в деятельности налоговых органов
вопросами о порядке применения налоговых санкций Управление
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Амурской
области разъясняет следующее.
1. Возможно ли в настоящее время привлечение к налоговой
ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет в
соответствии со ст. 116 НК РФ и за уклонение от постановки на
налоговый учет в соответствии со ст. 117 НК РФ в случаях, когда
предприниматель или юридическое лицо зарегистрированы в качестве
таковых до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ?
Должен ли применяться в данном случае п. 2 ст. 5 НК РФ?
Правонарушения, ответственность за совершение которых
предусмотрена статьями 116,117 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации, по своей правовой природе являются
длящимися, то есть начинаются с момента совершения противоправного
действия - нарушения срока постановки на учет либо уклонения от
постановки на учет в налоговом органе и кончаются вследствие
действия самого правонарушителя, направленного к прекращению
правонарушения (например, подача заявления о постановке на учет),
или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения
(например, обнаружение факта осуществления предпринимательской
деятельности без постановки на учет налоговым органом в ходе
проведения мероприятий налогового контроля).
Учитывая длящийся характер указанных налоговых правонарушений,
налогоплательщик должен быть привлечен к налоговой ответственности
и в том случае, когда предприниматель или юридическое лицо
зарегистрированы местной администрацией до 1 января 1999 года.
Таким образом, пункт 2 статьи 5 НК РФ в данном случае
применению не подлежит.
2. В случае нарушения предпринимателем установленного срока
подачи декларации о полученных доходах за год, по итогам которой
налога к уплате нет (перекрывается льготами и т.д.), или подачи
заявления об отсутствии доходов за год с нарушением указанного
срока привлечь к налоговой ответственности в соответствии со ст.
119 НК РФ не представляется возможным, т.к. данной статьей
установлен штраф в процентах от суммы налога, подлежащей уплате на
основе этой декларации. Правомерно ли привлечение в указанных
случаях предпринимателя к административной ответственности за
несвоевременное представление декларации о доходах в соответствии
с п. 12 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах РФ"?
Статья 23 НК РФ, среди прочих, предусматривает следующие
обязанности налогоплательщика по ведению и представлению налоговой
отчетности:
вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и
объектов налогообложения;
предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном
порядке налоговые декларации по тем налогам, которые подлежат
уплате;
представлять налоговым органам и их должностным лицам
документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
в течение трех лет обеспечивать сохранность данных
бухгалтерского учета и других документов, подтверждающих
полученные доходы (для организаций - также произведенные расходы)
и уплаченные (удержанные) налоги.
Нарушение вышеперечисленных требований влечет ответственность
по ст. 119 и 120 НК РФ.
Обязанность представления налоговой декларации установлена ст.
80 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи налоговая
декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому
налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой
отчетности понимается отчетность как физических, так и юридических
лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.
В случае нарушения налогоплательщиком установленного
законодательством о налогах и сборах срока для представления
налоговой декларации размер штрафа, в случае отсутствия сумм
налога, подлежащих уплате, должен составлять не менее 100 рублей,
как это и предусмотрено пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Привлечение налогоплательщиков к административной
ответственности за нарушение сроков предоставления декларации в
соответствии с пунктом 12 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах"
неправомерно, о чем сообщалось в письме Управления МНС России по
Амурской области N 11-07/2466@ от 20 июня 2000 года.
3. При применении штрафных санкций к налогоплательщикам,
совершившим правонарушения по налогу на добавленную стоимость,
подпадающую под действие статьи 122 НК РФ сумму налога следует
считать неуплаченной по срокам начисления данного налога или на
дату проведения выездной налоговой проверки?
В соответствии со статьей 57 НК РФ сроки уплаты налогов и
сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. В
соответствии с пунктом 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма
налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или
налоговым агентом в установленные сроки.
Что касается налога на добавленную стоимость, срок уплаты
данного налогового платежа определен статьей 8 Закона от 6 декабря
1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" -
ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров
(работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20
числа следующего месяца.
Штрафная санкция, предусмотренная статьей 122 НК РФ,
применяется в отношении доначисленной суммы налога, выявленной по
результатам выездной налоговой проверки.
4. Следует ли привлекать налогоплательщика к ответственности,
предусмотренной статьей 122 НК РФ, если неполная уплата сумм
налога на добавленную стоимость за 1998 год произошла по причинам,
не связанным с сокрытием или неучтением объекта налогообложения
(завышение сумм налога, фактически уплаченного поставщикам за
материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится
на издержки производства и обращения; занижение ставок НДС;
неправильное исчисление льгот)?
До введения в действие Налогового кодекса РФ налогоплательщик,
нарушивший налоговое законодательство, привлекался к
ответственности в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13
Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". По смыслу этой
нормы основанием для применения ответственности является сокрытие
(занижение) прибыли либо сокрытие (неучет) какого-либо объекта
налогообложения, а не неправильное исчисление суммы налога в связи
с необоснованным применением пониженной ставки налога либо
неправильным применением льгот.
В связи с тем, что занижение ставки налога либо неправильное
применение льгот не может быть квалифицировано как сокрытие
(неучет) какого-либо объекта налогообложения, ответственность к
налогоплательщику за налоговый период до 1 января 1999 года по
статье 122 НК РФ за неуплату налога в результате иного
неправильного исчисления налога не применяется.
В настоящее время в соответствии со ст. 122 НК РФ
налогоплательщики подлежат ответственности за:
- неуплату или неполную уплату сумм налога в результате
занижения налоговой базы;
- неуплату или неполную уплату сумм налога в результате иного
неправильного исчисления налога;
- неуплату или неполную уплату сумм налога в результате других
неправомерных действий (бездействия).
Проверяя налогоплательщиков за период 1999 года, следует
обратить внимание, что статья 122 НК РФ была изменена с 15 июля
1999 года.
До внесения изменений налогоплательщики могли быть привлечены к
ответственности по ст. 122 НК РФ за:
- неуплату или неполную уплату сумм налога в результате
занижения налогооблагаемой базы;
- неуплату или неполную уплату сумм налога в результате иного
неправильного исчисления налога по итогам налогового периода.
Таким образом, к налогоплательщикам за период с 1 января 1999
года по 15 июля 1999 года не может быть применена ответственность
за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате иных
неправомерных действий (бездействия).
К действиям по иному неправильному исчислению налога относятся:
неправильное применение установленной ставки налога;
неправильное определение на основании данных первичного учета
базы налоговых льгот, а также ошибочное применение установленных
расчетных коэффициентов при исчислении сумм налоговых льгот;
ошибочное определение итоговой суммы налога, в то время как
исходные величины являются правильными.
За налоговый период, начиная с 15 июля 1999 года,
налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности за
неуплату или неполную уплату сумм налога в результате других
неправомерных действий (бездействия). К таким действиям относятся:
- неуплата налога вследствие неправомерного бездействия. В
соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщики исполняют
обязанности по уплате налога в установленный законодательством о
налогах и сборах срок. Неисполнение обязанности по уплате налога
является неправомерным бездействием со стороны налогоплательщика.
К иным неправомерным действиям налогоплательщика, в результате
которых произошла неуплата сумм налога, относятся все возможные
способы уклонения от уплаты налогов путем использования счетов
третьих лиц и тому подобное.
Заместитель руководителя
управления,
государственный советник
налоговой службы
III ранга
А.А.ТУРОВЕЦ
|