МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
21 июля 2000 г. N 02-1075
Администрация г. Свободного
Индивидуальный предприниматель Ш.
РЕШЕНИЕ
18 июля 2000 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель
управления;
члены комиссии:
Яковлева Т.И. - заместитель руководителя управления;
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке
предпринимательства;
Богуш В.П. - главный специалист АМО;
Македон Н.Г. - специалист II категории АМО,
рассмотрев дело о нарушении администрацией г. Свободного статьи
7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
в отдел по контролю за соблюдением антимонопольного и
рекламного законодательств, поддержке предпринимательства
поступило заявление индивидуального предпринимателя Ш. о
неправомерных действиях администрации г. Свободного, нарушающих
его права по ведению деятельности по перевозке пассажиров
автобусами средней вместимости в г. Свободном и ущемляющих его
интересы.
При рассмотрении данной информации было установлено следующее.
Пассажирские перевозки в г. Свободном осуществляются на
основании Постановления Главы Администрации г. Свободного от 18
февраля 1999 г. N 119 "Об организации пассажирских перевозок
ведомственными и частными автобусами на территории г. Свободного"
и Постановления Главы Администрации г. Свободного от 10 декабря
1999 г. N 988 "О проведении конкурса владельцев автотранспорта на
право получения муниципального заказа на пассажирские перевозки на
городских маршрутах в 2000 году". В вышеуказанных документах
имеются нарушения действующего законодательства, и в том числе
антимонопольного, такие, как:
в приложении N 1 к постановлению Главы Администрации г.
Свободного от 18 февраля 1999 г. N 119 прописано, что:
- п. 1.1 "владельцы автобусов заключают договор на пассажирские
перевозки с органами местного самоуправления", тем самым обязывая
предпринимателя заключить договор и нарушая его право на свободу
заключения договора;
- п. 1.2 обязывает Свободненское отделение Российской
транспортной инспекции выдавать лицензии заявителям на основании
предоставленного договора на перевозку пассажиров, тогда как Закон
РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября
1998 г. N 158-ФЗ не предусматривает условием лицензирования
наличие договора на пассажирские перевозки с органами местного
самоуправления при выдаче лицензии лицензирующим органом. В этом
пункте имеется то же самое нарушение, и, кроме того, орган
местного самоуправления дает указание федеральному органу, не имея
на то полномочий;
- п. 1.3 предписывает предпринимателю согласовывать тарифы на
проезд и провоз багажа с органом местного самоуправления, тем
самым нарушая право предпринимателя самому устанавливать тарифы,
исходя из фактических затрат на перевозки;
- п. 1.7 прописывает право контроля за перевозочной
деятельностью сотрудниками муниципального пассажирского
автотранспортного предприятия г. Свободного работникам
администрации г. Свободного, присвоив себе полномочия, которых на
самом деле не имеет и передает несуществующие полномочия
работникам конкурирующего с предпринимателями предприятия;
- п. 1.8 предусматривает за нарушение условий лицензирования
правил перевозочной деятельности, требований настоящего порядка
привлечение виновных к административной ответственности. Данный
пункт не указывает орган, который имеет право привлекать к
административной ответственности. Если это администрация, то эти
функции не входят в ее полномочия, если орган, имеющий право
рассматривать подобные административные правонарушения, то данный
орган и так рассматривает их на основании федерального
законодательства;
- в п. 2.1 прописано, что "пассажирские перевозки разрешаются
предприятиям, организациям и учреждениям независимо от
организационно-правовой формы, физическим лицам, осуществляющим
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, получившим в установленном порядке лицензии на этот вид
деятельности, не имеющим задолженности по уплате налогов. Однако у
органа местного самоуправления нет полномочий разрешать перевозки
уже разрешенные после получения лицензии на данный вид
деятельности. Кроме того, орган местного самоуправления, разрешая
перевозки лицам, "не имеющим задолженности по уплате налогов",
необосновано вводит дополнительные препятствия хозяйствующим
субъектам, действующим на рынке пассажирских перевозок в г.
Свободном;
- в п. 2.2, абз. 3, прописаны условия, при которых к управлению
автобусами допускаются водители, ими управляющие, но это входит в
лицензионные условия, которые необходимы при получении лицензии
либо лицензионной карточки;
- п. 2.6 обязывает владельца автобуса иметь договор
муниципального заказа на транспортное обслуживание населения,
заключенный с органами местного самоуправления, тем самым повторяя
нарушения п.п. 1.1 и 1.2 договора;
- абз. 8 п. 2.6 обязывает владельца автобуса иметь тетрадь
учета покупки билетной продукции с указанием первого и последнего
номеров каждой приобретенной партии билетов. Данное требование не
основано на каких-либо нормативных актах, что приводит к
ограничению самостоятельности хозяйствующих субъектов,
осуществляющих перевозки пассажиров автотранспортом.
Постановление Главы Администрации г. Свободного от 10 декабря
1999 г. N 988 и приложение к нему - Инструкция "О конкурсе
владельцев автотранспорта на право получения муниципального заказа
на пассажирские перевозки на городских маршрутах на 2000 год"
содержат следующие нарушения:
- в состав конкурсной комиссии включен директор пассажирского
автотранспортного предприятия, которое является конкурентом для
участников конкурса;
- в конкурсе не принимает участие пассажирское автотранспортное
предприятие, что прямо нарушает п. 1 ст. 7 Закона РФ "О
конкуренции..." - создание благоприятствующих условий деятельности
отдельного хозяйствующего субъекта.
Кроме того, в договоре на транспортное обслуживание населения
пассажирскими перевозками, заключенном 30 декабря 1999 г. между
предпринимателем Ш. и администрацией г. Свободного, имеются
нарушения законодательства, имеющиеся в постановлениях Главы
Администрации г. Свободного N 119 и N 988;
- п. 2.1.1 обязывает согласовывать в администрации города
проездной тариф по перевозке пассажира;
- п. 2.1.2 предоставляет органу местного самоуправления
осуществлять контроль за качеством обслуживания населения и
выполнением правил перевозки пассажиров.
Кроме того, рассмотрены 2 протокола заседания конкурсной
комиссии по вопросам проведения конкурса на пассажирские перевозки
на I полугодие 2000 года. В протоколе от 22 декабря 1999 г. по
предложению директора пассажирского предприятия Канифорова В.И.
ограничено количество лотов, продаваемых одному лицу. На
предложение индивидуальных предпринимателей о заключении договора
по выделению для работы маршрута N 3 принято решение рассмотреть
проект договора только с юридическим лицом, тем самым, ограничивая
конституционные права индивидуального предпринимателя на ведение
деятельности по перевозке пассажиров в г. Свободном.
В заявлении также указано, что деятельность по перевозке
пассажиров в г. Свободном ограничивается и действиями работников
Свободненского филиала Амурского отделения Российской транспортной
инспекции. Так, транспортный инспектор Поташев А.М. категорически
запрещает останавливаться на городских автобусных остановках
принадлежащему предпринимателю Ш. автобусу, который перевозит
пассажиров из п. Орлиный до Свободненского железнодорожного
вокзала. За это "нарушение" он составил на Шелкаева протокол, и
руководитель Свободненского филиала Амурского отделения РТИ
наложил на него административное взыскание.
Кроме этого, работники транспортной инспекции при выдаче
лицензии требуют заключения договора на перевозку пассажиров, с
администрацией г. Свободного (в июне 2000 года на предпринимателя
Ш. было наложено административное взыскание в виде штрафа за то,
что у последнего не был заключен договор на перевозку пассажиров с
администрацией г. Свободного), и лицензию выдавали на срок не
более одного года. При подаче заявления работники РТИ требуют,
чтобы предприниматели в заявлении на выдачу лицензии указывали
срок выдачи лицензии - 1 год. Теперь у предпринимателя Ш. на руках
имеются 4 лицензии - за 1997 год, 1998 год, 1999 год, 2000 год.
Таким образом, в действиях администрации г. Свободного имеются
признаки нарушения п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
выразившегося в принятии актов и совершении действий, которые
ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создании
дискриминирующих условий деятельности для одних хозяйствующих
субъектов, и, наоборот, благоприятствующих условий деятельности
для другого хозяйствующего субъекта. Эти акты и действия имеют
своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов
хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь п. 1 статьи 27 Федерального закона "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" и в соответствии с пунктом 2.12 Правил
рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства
Российской Федерации, решила:
1. Признать факт нарушения администрацией г. Свободного п. 1
статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
2. Выдать администрации г. Свободного предписание о прекращении
нарушения п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о ______________________ (см. п. 2.14 Правил).
Председатель комиссии
А.В.МАХНИБОРОДА
Члены комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
У.Н.ТАРАСОВА
В.П.БОГУШ
Н.Г.МАКЕДОН
|