ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2000 г. N 311
Рассмотрев информацию комитета администрации области по
управлению государственным имуществом Амурской области "О
концепции управления областным имуществом и приватизации в
Амурской области, одобренной постановлением Главы областной
Администрации от 20 декабря 1999 г. N 715, и мерах по ее
реализации", постановляю:
1. Информацию комитета администрации области по управлению
государственным имуществом Амурской области "О концепции
управления областным имуществом и приватизации в Амурской области,
одобренной постановлением Главы областной Администрации от 20
декабря 1999 г. N 715, и мерах по ее реализации" принять к
сведению.
2. Комитетам и управлениям областной администрации,
осуществляющим координацию и регулирование деятельности в отраслях
и сферах управления:
а) обеспечить своевременную и качественную подготовку
материалов на балансовую комиссию по рассмотрению деятельности
государственных унитарных предприятий и Межведомственную комиссию
по управлению государственным имуществом в Амурской области по
курируемым предприятиям;
б) до 1 июля 2000 года обеспечить приведение учредительных
документов и контрактов с руководителями предприятий в
соответствие с действующим законодательством.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на первого заместителя Главы областной Администрации А.И.Шкурина.
Глава Администрации
Амурской области
А.Н.БЕЛОНОГОВ
Приложение
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 22 мая 2000 г. N 311
О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И
ПРИВАТИЗАЦИИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ОДОБРЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ГЛАВЫ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ N 715 ОТ 20 ДЕКАБРЯ 1999 ГОДА,
И МЕРАХ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
В процессе реформирования государственной собственности,
создания альтернативных форм были упущены вопросы ее управления. В
начале 90-х годов они в некоторой степени регулировались указами
Президента РФ, а также ведомственными актами Госкомимущества
России, которые принимались по возникающим проблемам. Однако
цельной системы взглядов на управление государственным имуществом
не было выработано, что привело ко многим негативным последствиям,
а именно: утере контроля за его использованием, отсутствию рычагов
влияния на пользователей имущества, утере самого имущества.
Наконец, в сентябре 1999 года постановлением Правительства РФ N
1024 была одобрена Концепция управления государственным имуществом
и приватизации в Российской Федерации, которая определила цели,
задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в
сфере управления государственной собственностью.
В Концепции дана оценка состояния управления унитарными
предприятиями и учреждениями, акциями и долями Российской
Федерации в уставных капиталах хозяйственных товариществ и
обществ. Из недостатков сложившейся системы управления названо
отсутствие четкого разделения функций по управлению
государственными предприятиями между федеральными органами
исполнительной власти. Мингосимущество РФ наделяет унитарные
предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности,
согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных
предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации
унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью и
сохранностью имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
Отраслевые органы исполнительной власти утверждают уставы
унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от
должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают
контракты с руководителями предприятий. На сегодня с большинством
руководителей унитарных предприятий контракты не заключены, а
имеющиеся не предусматривают ответственности руководителей за
результаты деятельности.
Количество унитарных предприятий весьма значительно, основная
их деятельность не всегда отвечает интересам государства, часть из
них существует только за счет "проедания" государственного
имущества.
Право хозяйственного ведения, на котором за предприятиями
закрепляется государственное имущество, предоставляет предприятию
широкие полномочия, которые реально осуществляет руководитель
предприятия. В частности он единолично определяет движение
финансовых потоков предприятия, в том числе самостоятельно
принимает решение о распределении прибыли и не всегда в интересах
предприятия и государства. Следствием этого стало постоянное
увеличение количества неплатежеспособных и обанкротившихся
предприятий.
Полномочия же собственника в отношении имущества, находящегося
в хозяйственном ведении, определены исчерпывающим образом и не
дают ему возможности не только требовать от руководителей
достижения определенных качественных показателей в деятельности
предприятия, но и даже определять эти показатели. Для унитарных
предприятий не было предусмотрено обязательное проведение
аудиторских проверок.
Взаимоотношения руководителя и собственника регулируются
трудовым законодательством, которое эффективно его защищает.
Не лучше складывается картина в сфере управления учреждениями.
Учреждения создаются органами исполнительной власти для
осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование
полностью или частично осуществляется за счет средств бюджета.
Регламентированная соответствующими правовыми актами система
контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций
отсутствует. В то же время собственник несет субсидиарную
ответственность по обязательствам учреждения. Учреждения же имеют
возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет
кредитных ресурсов без согласования с собственником, что на
практике приводит к нанесению прямого ущерба государству. Нередки
случаи нецелевого использования имущества, закрепленного за
учреждениями, - достаточно большая доля его используется в
коммерческих целях - сдается в аренду. При этом доходы от
использования имущества не перечисляются и не учитываются в
бюджете.
Законодательством не было достаточно регламентировано и
управление акциями (долями) акционерных и иных хозяйственных
обществ, принадлежащих государству. Как следствие - низкая отдача,
а во многих случаях и отсутствие какой-либо отдачи от внесенного
имущества, денежных средств в уставные капиталы хозяйственных
обществ.
Все эти проблемы требовали решения, поэтому была разработана
Концепция управления государственным имуществом, которая одобрена
постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024.
На основании Концепции управления государственным имуществом,
одобренной Правительством РФ, разработана и одобрена
постановлением Главы областной Администрации от 20 декабря 1999 г.
N 715 Концепция управления областным имуществом и приватизации в
Амурской области.
Концепция определила следующие цели и задачи управления
государственными предприятиями и учреждениями в области:
- максимизация доходов областного бюджета на основе
эффективного управления государственным имуществом;
- оптимизация структуры собственности, имея ввиду освобождение
государственного сектора экономики от неэффективных производств,
продукция и услуги которых не востребованы;
- использование государственных активов в области для создания
благоприятного инвестиционного климата;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций,
улучшение финансово-экономических показателей их деятельности
путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению
выполнения несвойственных функций.
Реализация поставленных целей управления государственным
сектором экономики предполагает решение следующих задач:
1. Полная инвентаризация объектов государственной
собственности, имея ввиду выявление неучтенного, утерянного,
приватизированного в нарушение действующего законодательства,
находящегося в ином незаконном владении имущества. Восстановление
прав Амурской области как собственника областного имущества,
возвращение его в сферу управления государственных органов,
совершенствование системы учета, оформление прав на него.
Решение этой задачи назрело давно и проведение инвентаризации
областного имущества было одним из первых поручений Главы
Администрации созданному комитету администрации области по
управлению государственным имуществом Амурской области -
распоряжение от 17 июля 1998 г. N 606-р. В настоящее время
инвентаризация областных предприятий и учреждений завершена.
Область располагает реестром предприятий и учреждений,
утвержденным областным Советом народных депутатов, и информацией
по объектам недвижимости, учтенным на балансе областных
предприятий и учреждений.
Комитетом ведется работа по выявлению утерянного,
приватизированного в нарушение законодательства имущества. Так,
возвращен в областную собственность цех мелких стеновых блоков из
ячеистого бетона, переданный акционерному обществу
"Дальвостокуголь" постановлением и.о. Главы Администрации от 11
марта 1996 г. N 105-р Жарова В.Н.
Переданы в прокуратуру материалы по опротестованию приватизации
Никольской птицефабрики и восьми инкубаторных станций, ОАО
"Птицепром", ОАО "Зернопродукт", ГПКФ "Амурстройматериалы". Подан
в суд иск о изъятии из незаконного владения бывшего подразделения
государственного предприятия Амуржилкомхоз - АСУ и др.
Вторая задача Концепции - обеспечение прав Амурской области как
участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих
организациях, повышение эффективности управления в акционерных
обществах и иных предприятиях смешанных форм собственности с тем,
чтобы обеспечить поступление дивидендов (доходов) в областной
бюджет.
Администрацию области не удовлетворяло такое положение, когда в
уставные капиталы хозяйственных обществ вносились денежные
средства, имущество с целью получения доходов в бюджет от
деятельности этих обществ и никаких поступлений не было. Не было
даже сколько-нибудь достоверного реестра внесенных вкладов. В
настоящее время проведена работа по созданию реестра долей, паев,
пакетов акций Амурской области в уставных капиталах обществ.
Восстанавливаются ее права, например, в судебном порядке по АО
"Амурвнешэкономика", переданы материалы в ОБЭП УВД Амурской
области по опротестованию сделки по продаже акций АО "Амурская
ярмарка", принадлежащих Амурской области. Восстановлена доля
области в АО "Амурлеспром".
Третья задача - организация максимально возможного возмездного
пользования государственным имуществом. В этом плане заметны
значительные сдвиги по сравнению с прошлыми годами. В результате
работы по повышению эффективности использования областного
имущества поступление арендной платы в 1998 году по сравнению с
1997 годом увеличилось в 3,9 раза и составило 511,8 тыс. руб., в
1999 году по сравнению с тем же годом - в 22,1 раза, или получено
3036 тыс. руб.
И в текущем году продолжается работа по выявлению незаконных
арендаторов, ведется претензионная работа и оформляются иски в
суд.
Четвертая задача - обеспечение контроля за использованием и
сохранностью государственного имущества, а также за деятельностью
руководителей государственных предприятий и учреждений. В целях
реализации этой задачи Правительством приняты Постановления: "Об
усилении контроля за деятельностью федеральных государственных
унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной
собственности акциями открытых акционерных обществ" от 3 февраля
2000 г. N 104, "Об аудиторских проверках федеральных
государственных унитарных предприятий" от 29 января 2000 г. N 81,
"Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных
государственных унитарных предприятий и представителей Российской
Федерации в органах управления открытых акционерных обществ" от 4
октября 1999 г. N 1116.
Руководствуясь этими постановлениями и целями областной
Концепции управления областным имуществом, комитетом администрации
по управлению государственным имуществом были подготовлены
соответствующие проекты постановлений Главы, в том числе "О
создании балансовой комиссии по рассмотрению деятельности
унитарных предприятий, расположенных на территории Амурской
области", утвержденный 4 февраля 2000 г. N 55, "О Межведомственной
комиссии по управлению государственным имуществом Амурской
области", утвержденный 1 февраля 2000 г. N 54.
Комитетом подготовлен и утвержден график рассмотрения
деятельности государственных предприятий на балансовой комиссии.
Первое заседание балансовой комиссии прошло 29 марта 2000 года,
где были заслушаны 6 руководителей государственных предприятий.
Балансовая комиссия приняла решение рекомендовать полномочным
органам ликвидировать СМУ Амургеология, по двум предприятиям (ГП
"Амурсельавтотехсервис" и ГУП "Амурское" провести реорганизацию,
по ГУП "Амуралкогольконтроль" - изучить вопрос по реорганизации в
казенное предприятие.
При подготовке к балансовой комиссии была проведена большая
работа как самим предприятием - надо было провести анализ
собственной деятельности, подвести итоги, продумать перспективы
предприятия, так и отраслевыми комитетами, которые готовили
заключение о целесообразности существования подведомственных
предприятий. С некоторыми руководителями предприятий они
встретились впервые - давно утрачена связь органов управления с
объектами управления.
Постановлением Главы Администрации от 28 февраля 2000 г. N 103
установлен жесткий контроль за деятельностью предприятия и его
руководителя; достаточно сказать, что руководитель ежеквартально
должен представлять отчет в отраслевой комитет и комитет по
управлению государственным имуществом по 72 показателям,
характеризующим финансовое состояние предприятия, движение
имущества.
Впереди работа по переоформлению учредительных документов
предприятий и контрактов на управление предприятием с
руководителями в соответствии с утвержденными типовыми
документами, разработка для каждого предприятия нормативов
отчисления от прибыли и показателей экономической эффективности
деятельности.
Одной из главных задач созданной Межведомственной комиссии по
управлению государственным имуществом в Амурской области является
четвертая задача, провозглашенная настоящей Концепцией -
определение цели государственного управления по каждому объекту
управления (группе объектов). В настоящее время существует 45
областных государственных предприятия и 115 учреждений, кроме того
около 100 федеральных предприятий и более 220 федеральных
учреждений. По каждому из этих субъектов управления должна быть
определена цель его деятельности. Сейчас сколько угодно примеров,
когда предприятия только "проедают" областное имущество, не
принося никакого дохода. Например, "Октябрьская сельхозхимия", ГП
"Амурсельавтотехсервис", ГУП "Муравка", ГП "Карьер "Архаринский" -
из года в год происходит уменьшение имущества и увеличение долгов.
Согласно принятой Концепции в статусе государственных предприятий
должны остаться только те, выполнение функций которых нельзя
перепоручить иным хозяйствующим субъектам. Так, Федерация в
соответствии с Концепцией планирует довести число федеральных
унитарных предприятий с 13786 до 200.
Отсюда вытекает пятая задача - определение перечня унитарных
предприятий и учреждений, которые необходимы Амурской области для
выполнения своих социальных и иных функций, и определение перечня
коммерческих организаций, участие в которых Амурской области
эффективно.
Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными
для всех областных органов исполнительной власти и их решение
позволит повысить управляемость государственного сектора экономики
и его экономическую эффективность.
Первый заместитель
Главы Администрации
Амурской области,
председатель комитета
А.И.ШКУРИН
|