ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 1999 г. N 715
О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях повышения эффективности управления имуществом Амурской
области и проведения единой политики в сфере отношений
государственной собственности постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления областным
имуществом и приватизации в Амурской области, разработанную в
соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и
приватизации в Российской Федерации.
2. Комитету администрации области по управлению государственным
имуществом Амурской области в месячный срок разработать и
представить на утверждение план мероприятий по реализации
Концепции управления областным имуществом и приватизации в
Амурской области.
Глава Администрации
Амурской области
А.Н.БЕЛОНОГОВ
Приложение
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 20 декабря 1999 г. N 715
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящая Концепция разработана на основе Концепции управления
государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации,
одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9
сентября 1999 г. N 1024. Она определяет основные цели, задачи в
сфере управления областной государственной собственностью,
принципы политики Амурской области в сфере управления
государственным сектором экономики. Под управлением
государственным имуществом понимается совокупность экономических
отношений, связанных с использованием государственного имущества,
закрепленного за областными государственными унитарными
предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления (далее именуются унитарные предприятия),
государственными областными учреждениями (далее именуются
учреждения), областной казны, а также имущественных прав Амурской
области, вытекающих из их участия в коммерческих организациях (за
исключением государственного имущества, вовлекаемого в
соответствии с законодательством в бюджетный процесс).
Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля,
недра, леса и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной
собственности и права на эти объекты.
Главными целями управления государственным имуществом в
Амурской области являются:
- максимизация доходов областного бюджета на основе
эффективного управления государственным имуществом;
- оптимизация структуры собственности, имея в виду освобождение
государственного сектора экономики от неэффективных производств,
продукция и услуги которых не востребованы;
- использование государственных активов в области для создания
благоприятного инвестиционного климата;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций,
улучшение финансово-экономических показателей их деятельности
путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению
выполнения несвойственных функций.
Реализация поставленных целей управления государственным
сектором экономики предполагает решение следующих задач:
- полная инвентаризация объектов государственной собственности,
имея в виду выявление неучтенного, утерянного, приватизированного
в нарушение действующему законодательству, находящегося в ином
незаконном владении имущества. Восстановление прав Амурской
области как собственника областного имущества, возвращение его в
сферу управления государственных органов, совершенствование
системы учета, оформление прав на него;
- обеспечение прав Амурской области как участника (акционера) в
коммерческих и некоммерческих организациях, повышение
эффективности управления в акционерных обществах и иных
предприятиях смешанных форм собственности с тем, чтобы обеспечить
наибольшее поступление дивидендов (доходов) в областной бюджет;
- организация максимально возможного возмездного пользования
государственным имуществом;
- обеспечение контроля за использованием и сохранностью
государственного имущества, а также за деятельностью руководителей
государственных предприятий и учреждений;
- определение цели государственного управления по каждому
объекту управления (группе объектов);
- определение перечня унитарных предприятий и учреждений,
которые необходимы Амурской области для выполнения своих
социальных и иных функций;
- определение перечня коммерческих организаций, участие в
которых Амурской области эффективно;
- сокращение расходов Амурской области на управление
государственным имуществом путем сокращения объектов управления.
Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными
для всех областных органов исполнительной власти.
I. УПРАВЛЕНИЕ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ
В настоящее время в реестре собственности Амурской области
насчитывается 45 предприятий и 115 учреждений. Система управления
государственными предприятиями и учреждениями в Амурской области в
целом отражает систему, сложившуюся в стране.
Предприятия
Функции по управлению унитарными предприятиями четко не
разграничены между областными органами исполнительной власти.
Согласно Закону Амурской области "Об управлении государственной
собственностью Амурской области" от 6 ноября 1998 г. N 107-ОЗ
передача объектов областной государственной собственности в
хозяйственное ведение или оперативное управление предприятий,
учреждений, организаций осуществляется на основании решения
администрации области. Глава области вправе передать комитету по
управлению государственным имуществом решение вопроса о передаче
объектов областной собственности в хозяйственное ведение или
оперативное управление предприятий и учреждений. На основании
этого именно комитет администрации области по управлению
государственным имуществом Амурской области осуществляет
закрепление областного государственного имущества за предприятиями
и учреждениями.
Решение о создании областных унитарных предприятий принимается
Главой Администрации области. В качестве учредителя по поручению
Главы выступает комитет по управлению государственным имуществом.
Кроме того, структурным подразделениям администрации области, на
которые возложены координация и регулирование деятельности в
отраслях (отраслевые комитеты и управления), дано право утверждать
уставы областных государственных предприятий, заключать и
расторгать контракты с их руководителями.
С большинством руководителей унитарных предприятий контракты не
заключены. Заключенные же контракты не могут обеспечить
необходимой ответственности руководителя предприятия за результаты
его деятельности, т.к. согласно действующему законодательству
руководителю предоставлены самые широкие полномочия по владению,
пользованию, распоряжению имуществом собственника, переданным
предприятию на праве хозяйственного ведения. Круг же полномочий
собственника в отношении этого имущества ограничен. Собственник не
только не может требовать от руководителя достижения определенных
качественных показателей, но и даже определять эти показатели.
Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное
проведение аудиторских проверок, а значит, отсутствует контроль за
их финансово-хозяйственной деятельностью. Кроме того, трудовое
законодательство также достаточно эффективно защищает руководителя
предприятия.
В настоящее время количество областных унитарных предприятий в
значительной степени завышено и не отвечает необходимой
потребности. В их число входят предприятия, подлежащие
приватизации, но не приватизированные до настоящего времени.
Таковыми являются, например, топливные предприятия, госпромхозы,
типографии, птицефабрика "Среднебельская", контора пчеловодства,
ГП "Амурсельавтотехсервис", ГП "Амурзооветснаб" и другие.
Используя областное имущество, многие из этих предприятий не
только не приносят доход областному бюджету, но и усугубляют общую
экономическую ситуацию, не осуществляя обязательных платежей,
накапливая задолженности по зарплате и перед другими кредиторами.
Учреждения
По действующему законодательству органы исполнительной власти
наделены правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться
для осуществления функций некоммерческого характера. Их
финансирование полностью или частично производится за счет средств
областного бюджета.
Регламентированная соответствующими правовыми актами система
контроля за хозяйственной деятельностью учреждений отсутствует.
Поэтому учреждения имеют возможность привлекать кредитные ресурсы
для финансирования своей деятельности, есть случаи нецелевого
использования выделенного учреждениям имущества. В то же время
учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам
учреждений.
Таким образом, действующий механизм управления унитарными
предприятиями и учреждениями неэффективен и требует значительного
совершенствования. В первую очередь следует определить цели и
задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями.
Цели и задачи управления унитарными предприятиями и
учреждениями заключаются в:
а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и
учреждений, а также в эффективности использования закрепленного за
ними имущества;
б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;
в) создании системы эффективного контроля за деятельностью
унитарных предприятий и учреждений;
г) обеспечении прибыльности предприятий и увеличении доходов
областного бюджета за счет поступлений от использования
государственного имущества, закрепленного за унитарными
предприятиями;
д) снижении расходов областного бюджета на обеспечение
деятельности предприятий и учреждений.
Достижение поставленных целей предполагается за счет следующего
механизма управления унитарными предприятиями и учреждениями.
Реализация поставленных целей и решение задач управления
унитарными предприятиями и учреждениями могут осуществляться с
помощью таких рычагов, как принятие решений о создании,
реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и
целей их деятельности, приватизации областного имущества,
согласовании предложений по распоряжению областным имуществом,
осуществление контроля за использованием имущества по назначению и
его сохранностью, изъятие, а также иные решения собственника в
соответствии с полномочиями, определенными законодательством.
Для эффективной работы этого механизма необходимо:
а) определение оптимального количества унитарных предприятий
для выполнения областных функций. Такие предприятия должны
создаваться, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не
могут быть переданы хозяйствующим субъектам иной организационно-
правовой формы.
Основания для создания унитарных предприятий могут быть
следующие:
- необходимость использования имущества, приватизация которого
запрещена;
- осуществление деятельности, направленной на решение
социальных задач, включая реализацию товаров и услуг по
минимальным ценам;
- осуществление деятельности, предусмотренной областными
законами исключительно для унитарных предприятий;
- осуществление отдельных дотируемых видов деятельности,
ведение убыточных производств.
В случае несоответствия деятельности унитарных предприятий
данным признакам принимается одно из решений: приватизация
унитарного предприятия, реорганизация, передача в муниципальную
собственность, ликвидация;
б) определение цели области применительно к каждому унитарному
предприятию, учреждению, которая состоит в:
установлении обязательных требований к представлению
руководителями унитарных предприятий и учреждений в отраслевые
областные органы исполнительной власти предложений о способе
достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном
планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных
результатов деятельности унитарных предприятий и учреждений;
установлении отраслевыми областными органами исполнительной
власти по согласованию с комитетом администрации области по
управлению государственным имуществом Амурской области
обязательных требований к форме, содержанию и периодичности
представления указанных предложений, правил и порядка их оценки;
установлении отраслевыми областными органами исполнительной
власти по согласованию с комитетом экономики администрации области
к показателям деятельности унитарных предприятий, а также порядка
их оценки;
установлении отраслевыми областными органами исполнительной
власти аттестации руководителей унитарных предприятий, при этом в
состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются с
правом решающего голоса представители муниципалитетов, на
территории которых находятся соответствующие унитарные
предприятия;
установлении отраслевыми областными органами исполнительной
власти по согласованию с комитетом администрации области по
управлению государственным имуществом Амурской области порядка
принятия решений о применении мер ответственности к руководителям
предприятий (вплоть до расторжения контракта) за невыполнение
установленных обязательных требований при подготовке предложений о
способе достижения целей и задач управления унитарными
предприятиями и несоответствие результатов деятельности
предприятий утвержденным в установленном порядке основным
экономическим показателям;
утверждении государственными органами исполнительной власти
цели деятельности унитарного предприятия, учреждения, программы
(плана, бизнес-плана) его деятельности, конкретизирующей способ
достижения цели. Невыполнение такой программы является основанием
для привлечения к ответственности руководителя;
в) установление порядка отчетности руководителей унитарных
предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы,
который предусматривает требования к форме, полноте отчетов,
порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчета
является основанием для привлечения к ответственности руководителя
предприятия;
г) установление порядка принятия управленческих решений при
недостижении цели, невыполнении программы.
При обосновании невозможности достижения цели, выполнения
программы могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации
унитарного предприятия, учреждения, о приватизации областного
имущества, об изменении программы. В противном случае отраслевыми
органами исполнительной власти применяются меры ответственности к
руководителям унитарных предприятий и учреждений.
Назначение руководителей унитарных предприятий и учреждений
должно производиться на конкурсной основе. Конкурсные комиссии
создаются при отраслевых областных органах исполнительной власти с
обязательным включением в них с правом решающего голоса
представителей муниципальных образований, на территории которых
находятся соответствующие унитарные предприятия, учреждения;
д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей
унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо:
установить порядок утверждения уставов предприятий и
учреждений, а также заключения контрактов с их руководителями
отраслевыми областными органами исполнительной власти по
согласованию с комитетом администрации области по управлению
государственным имуществом Амурской области;
осуществлять учет уставов унитарных предприятий в комитете
администрации области по управлению государственным имуществом
Амурской области в рамках ведения реестра областного имущества.
Комитету администрации области по управлению государственным
имуществом Амурской области на основании утвержденного
Мингосимуществом России устава унитарного предприятия и примерного
контракта с его руководителем разработать и представить на
утверждение Главе областной Администрации типовой устав областного
унитарного предприятия и типовой контракт с руководителем
унитарного предприятия;
провести проверки учредительных документов унитарных областных
предприятий и привести их в соответствие примерному уставу;
привести организационно-правовую форму всех областных унитарных
предприятий и учреждений в соответствие требованиям
законодательства;
привести контракты с руководителями унитарных предприятий в
соответствие типовому контракту;
создать и поддерживать единую информационную систему,
содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом
состоянии унитарных предприятий и учреждений;
отраслевым областным органам исполнительной власти
устанавливать по согласованию с комитетом экономики администрации
области основные экономические и иные качественные показатели
работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с
которыми оценивается и эффективность их деятельности;
отраслевым областным органам исполнительной власти проводить
периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности
унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных
экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок
контролирующих органов;
отраслевым областным органам исполнительной власти проводить
обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий
с привлечением аудиторов из числа уполномоченных органами по
управлению имуществом.
На этапе согласования комитетом администрации области по
управлению государственным имуществом Амурской области уставов
унитарных предприятий и контрактов, заключаемых с их
руководителями, подлежат анализу:
соответствие устава унитарного предприятия примерному уставу, в
том числе в части владения, распоряжения и пользования имуществом
предприятия, перечисления в областной бюджет части прибыли
предприятия, ежегодного утверждения основных экономических
показателей деятельности предприятия и осуществления контроля за
их выполнением, ежегодного проведения анализа финансово-
хозяйственной деятельности предприятия с привлечением при
необходимости независимых аудиторов;
соответствие контракта с руководителем унитарного предприятия
примерному контракту, в т.ч. в части компетенции и прав
руководителя, обязанностей сторон, ответственности руководителя за
результаты финансово-хозяйственной деятельности и стимулирования
его работы, условий изменения и расторжения контракта;
наличие в реестре областной собственности имущества,
закрепленного за унитарным предприятием.
В случае несоответствия устава унитарного предприятия и
контракта с его руководителем типовым уставу и контракту в
согласовании может быть отказано.
В случае согласования с комитетом администрации области по
управлению государственным имуществом Амурской области устава и
контракта соответствующие данные заносятся в реестр объектов
областной собственности;
е) установление принципов определения части прибыли унитарного
предприятия, подлежащей перечислению в областной бюджет в виде
дохода собственника от использования имущества, и порядка такого
перечисления.
Практическая реализация изложенных подходов предполагает
создание соответствующей правовой основы.
Контроль эффективности управления унитарными предприятиями и
учреждениями
Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим
результатам:
поступление дополнительных доходов в областной бюджет от
коммерческого использования имущества, высвобождаемого в
результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а
также вследствие получения части прибыли предприятий;
сокращение количества унитарных предприятий и учреждений,
снижение расходов областного бюджета на их содержание, снижение
издержек производства, улучшение финансово-экономических
результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и
учреждений.
II. УПРАВЛЕНИЕ АКЦИЯМИ, ДОЛЯМИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В УСТАВНЫХ
КАПИТАЛАХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ
Амурская область является акционером в акционерных обществах,
созданных в процессе приватизации, учрежденных путем внесения
денежных средств или имущества, а также участником иных
хозяйственных обществ. Действующий в настоящее время механизм
управления акциями, долями Амурской области в уставных капиталах
хозяйственных обществ далек от совершенства и не позволяет
получать максимальный эффект от участия в этих обществах.
Для совершенствования механизма управления акциями (долями) в
уставных капиталах хозяйственных обществ в первую очередь следует
определить цели управления акциями (долями).
Целями управления акциями (долями) являются:
увеличение неналоговых доходов областного бюджета;
обеспечение выполнения хозяйственными обществами общеобластных
функций (социальные программы, регулирование естественных
монополий);
стимулирование развития производства, улучшение финансово-
экономических показателей деятельности хозяйственных обществ,
привлечение инвестиций;
оптимизация управленческих затрат (сокращение количества
хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть доля
области, сокращение расходов, связанных с управлением);
осуществление институциональных преобразований в экономике
(реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикальных
интегрированных структур).
Механизм управления акциями (долями) области в уставных
капиталах хозяйственных обществ аналогичен механизму, описанному в
настоящей Концепции применительно к унитарным предприятиям и
учреждениям.
Цели и задачи в сфере управления акциями (долями), находящимися
в областной собственности, предполагают осуществление следующих
мероприятий:
1) классификация хозяйственных обществ по следующим признакам:
в зависимости от ликвидности акций, от отраслевой принадлежности,
от целей области в отношении общества, от возможности влияния на
деятельность обществ, обусловленной количеством акций и размером
доли, от финансового состояния общества, от численности работников
и величины основных фондов;
2) осуществление общеобластных функций при управлении акциями,
закрепленными в областной собственности, в т.ч.:
координация работы комитетов и управлений в процессе управления
пакетами акций областным комитетом по управлению имуществом;
установление порядка и проведения аттестации специалистов по
управлению хозяйственными обществами;
назначение представителей области в органы управления открытых
акционерных обществ, акции которых находятся в областной
собственности;
направление в комитет администрации области по управлению
государственным имуществом Амурской области не менее 10 процентов
поступивших в областной бюджет дивидендов по акциям, находящимся в
областной собственности, на финансирование расходов, связанных с
управлением акциями;
консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих
однородную деятельность;
приобретение акций акционерных обществ для усиления участия
области в этих акционерных обществах, если это необходимо для
решения общеобластных задач;
замена закрепленного в областной собственности пакета акций на
специальное право ("золотая" акция);
принятие мер по пересмотру уставов хозяйственных обществ для
обеспечения интересов области;
3) проведение мероприятий, направленных на увеличение
неналоговых доходов, применительно к обществам, функционирующим в
высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную
продукцию, имеющим стабильное финансовое положение и не требующим
значительных инвестиционных вложений, в т.ч.:
передача акций в собственность муниципального образования, на
территории которого находится данное общество, в зачет финансовых
обязательств области перед муниципальным образованием при условии
представления им программы развития акционерного общества;
покупка акций для формирования их в пакеты, последующая продажа
которых обеспечит наибольший доход в бюджет;
приватизация акций с осуществлением предпродажной подготовки и
санации акционерных обществ перед продажей;
в отношении обществ с ограниченной ответственностью - выход из
общества с получением реальной стоимости доли, определяемой из
расчета чистых активов;
4) привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и
поддержка местных товаропроизводителей, в т.ч.:
использование акций, находящихся в областной собственности, в
качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на
реализацию целевых проектов;
использование акций для привлечения инвестиций в вертикально
интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции,
внесенные в уставные капиталы интегрированных структур);
привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в
процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий для
инвесторов за счет сокращения доли участия области в уставном
капитале;
приобретение областью акций в результате капитализации
просроченной налоговой задолженности и последующая продажа или
передача акций в доверительное управление;
5) оптимизация управленческих затрат:
сокращение находящихся в собственности области акций до уровня,
позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции;
внесение в уставный капитал компаний, создаваемых по типу
"портфельных фондов", мелких пакетов акций, решение о продаже
которых принято, но продажа не состоялась, и пакетов акций,
продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет;
продажа мелких неликвидных пакетов акций работникам по
номинальной стоимости в случае невозможности реализации этих
пакетов на аукционе;
6) осуществление институциональных преобразований в экономике,
которые должны быть направлены на постепенное вытеснение
неэффективных собственников за счет купли-продажи акций, на
формирование вертикально интегрированных структур. Следует
содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве
обществ, имеющих значительную задолженность перед областным
бюджетом, по инициативе собственников с тем, чтобы
капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь
образованных в результате реорганизации "чистых" эффективных
компаний.
Большинство крупных промышленных акционерных обществ имеют
громоздкую структуру, используемую для производства разных видов
продукции. В отношении такого общества должна осуществляться
реструктуризация с выделением имущественного комплекса,
необходимого области для решения общеобластных задач, с созданием
на базе этого имущественного комплекса 100-процентного областного
акционерного общества и продажей остального имущества для развития
нового производства, либо проводится диверсификация производства,
обеспечивающая повышение эффективности функционирования указанного
общества.
Эффективность управления акциями (долями) может
характеризоваться:
динамикой увеличения доходов от управления акциями,
находящимися в собственности области;
сокращением числа пакетов акций, находящихся в областной
собственности;
полнотой реестра пакетов акций и долей области;
функционированием механизма учета и контроля за деятельностью
обществ, в уставных капиталах которых есть доля области, а также
отчетности и контроля за деятельностью представителей области в
органах управления обществ;
сокращением числа мелких неликвидных пакетов акций, находящихся
в областной собственности.
III. УПРАВЛЕНИЕ ОБЛАСТНОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ
Согласно результатам инвентаризации Амурская область в
собственности имеет 1683 объекта недвижимости. Эти объекты
находятся на балансах унитарных предприятий и учреждений, их
большая часть закреплена за предприятиями и учреждениями на праве
хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Целями и задачами управления областными объектами недвижимости
следует считать:
максимальное повышение доходности объектов областной
недвижимости;
наиболее эффективное выполнение областью своих социальных
функций;
стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора
экономики;
исключение возможности для коррупции в процессе управления
недвижимостью;
вовлечение в хозяйственный оборот объектов, не завершенных
строительством.
Для достижения указанных целей необходимо:
а) сформировать полный реестр областных объектов недвижимости,
содержащий качественные и количественные характеристики, включая
объекты, не завершенные строительством;
б) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки
при использовании недвижимости;
в) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор
экономики путем максимального вовлечения недвижимости в
гражданский оборот, в т.ч. путем предоставления на максимально
льготных условиях инвесторам объектов, не завершенных
строительством;
г) урегулировать вопросы приобретения областью объектов
недвижимости;
д) установить жесткий контроль за использованием недвижимости,
закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного
управления;
е) выявить излишнее, неиспользуемое, используемое не по
назначению имущество областных учреждений. Изъять это имущество;
ж) для повышения эффективности управления недвижимостью
предусмотреть механизм возмещения расходов на управление.
Определить норматив отчисления средств органам по управлению
недвижимостью с последующим зачетом их в счет финансирования из
бюджета;
ж) обеспечить профессиональную подготовку государственных
служащих, осуществляющих управление областной недвижимостью.
Механизм управления объектами недвижимости должен строиться на
следующих принципах:
сосредоточение функций по управлению объектами недвижимости в
одном управленческом органе;
основным объектом управления должен стать комплексный объект,
состоящий из земельного участка и связанного с ним здания,
сооружения;
полная информация об объектах недвижимости на основе
инвентаризации и рыночной оценки объектов недвижимости;
область должна зарегистрировать свои права на принадлежащие ей
объекты недвижимости;
необходимо выработать единые правила и процедуру принятия
решений по распоряжению объектами недвижимости, они должны
строиться на следующих принципах:
безусловный приоритет возмездного вида пользования с
определением исключительных случаев предоставления недвижимости на
безвозмездной основе;
использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;
запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по
ставкам ниже уровня рыночных ставок, сложившихся в регионе;
сокращение льгот при использовании объектов недвижимости;
прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов
недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов
для всех заинтересованных лиц. При наличии 2 и более заявителей
необходимо предоставлять в пользование объекты путем проведения
торгов;
упрощение процедуры оформления прав пользования объектами
недвижимого имущества и сокращение ее сроков;
продажа объектов незавершенного строительства на инвестиционных
условиях, исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не имеющие
рыночной стоимости, могут предоставляться инвесторам в
безвозмездное пользование под соответствующие областным интересам
инвестиционные проекты.
Контроль эффективности управления объектами недвижимости.
Контроль за достижением целей может осуществляться по следующим
направлениям:
увеличение доходов от использования областного имущества;
сближение ставок за аренду областного имущества и рыночных
ставок арендной платы;
обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества.
IV. ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЛАСТНОГО ИМУЩЕСТВА
1. Цели, задачи и принципы приватизации
В современных условиях развития экономики целью государственной
политики в области приватизации является кардинальное повышение
эффективности функционирования российских предприятий и народного
хозяйства в целом.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих
задач:
создание благоприятной экономической среды развития бизнеса;
вовлечение в гражданский оборот максимального количества
объектов государственной собственности, оптимизация структуры
государственной собственности, уменьшение бюджетных расходов на
управление государственным имуществом;
привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, создание
широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на
долгосрочное развитие предприятий;
обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками
приватизируемого имущества;
существенное повышение качества управления за счет
ответственности собственников приватизированных предприятий и
заинтересованности руководства и персонала предприятий в
результатах производственной деятельности;
реальное пополнение доходной части бюджета;
усиление социальной направленности процесса приватизации
государственного имущества.
Настоящая Концепция основывается на следующих принципах:
а) решение о целесообразности приватизации государственного
имущества разрабатывает комитет администрации области по
управлению государственным имуществом Амурской области совместно с
отраслевыми комитетами и управлениями администрации с позиций
повышения эффективности его использования;
б) способ приватизации каждого объекта областной собственности
определяется комитетом администрации области по управлению
государственным имуществом Амурской области индивидуально;
в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования
процессов приватизации областного имущества строятся на основании
федерального законодательства.
2. Методы реализации целей приватизации
Методы реализации государственной политики в области
приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида
государственного имущества.
В отношении унитарных предприятий необходимо:
определить их оптимальное количество и конкретный перечень
предприятий, оставляемых в областной собственности, остальные
приватизировать;
установить пропорции в распределении средств между бюджетом и
предприятием при продаже имущества, закрепленного за предприятием
на праве хозяйственного ведения;
провести в сжатые сроки приватизацию объектов, не завершенных
строительством;
определить целесообразность создания вертикальных
интегрированных промышленных структур, использующих областное
имущество на основе доверительного управления.
В отношении пакетов акций, находящихся в областной
собственности:
проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с
ориентацией на значительные поступления в бюджет;
приватизацию неликвидных пакетов акций осуществлять путем их
продажи по минимальной цене при условии принятия новым
собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств и
проведения предварительного независимого анализа бизнес-плана
претендента;
в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся -
проведение прямой продажи акций по результатам переговоров с
инвестором. При этом цена объекта должна быть не ниже его
стартовой цены на несостоявшемся аукционе.
В случае, если в областной собственности находятся пакеты акций
размером менее 25%, предусматриваются следующие меры:
внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества
по рыночной стоимости;
увеличение областного пакета акций до уровня не ниже
блокирующего путем внесения по рыночной стоимости государственного
имущества в уставной капитал общества или приобретения акций этого
общества на вторичном рынке с последующей продажей пакета акций
стратегическому инвестору;
передача областного пакета акций эмитенту либо муниципальному
образованию в счет бюджетного финансирования при условии погашения
муниципальным образованием на эту сумму задолженности по
заработной плате, обязательным платежам в бюджеты и др.;
продажа областного пакета по льготной цене работникам
предприятия, в т.ч. в процессе создания народных предприятий.
В отношении недвижимости:
провести приватизацию излишнего, неиспользуемого либо
используемого не по назначению недвижимого имущества унитарных
предприятий и учреждений;
осуществить передачу объектов областной недвижимости в
собственность муниципальных образований в счет бюджетного
финансирования и погашения задолженности областного бюджета перед
бюджетами муниципальных образований;
привлекать инвесторов к участию в деятельности по сохранению
памятников истории и культуры, осуществляя при этом контроль со
стороны области за сохранностью, реставрацией и реконструкцией
указанных объектов.
3. Контроль за ходом проведения приватизации и
постприватизационным развитием предприятий
Целью контроля за ходом проведения приватизации является
уменьшение риска в отношении использования государственного
имущества, безусловная реализация новым собственником
инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное
получение средств от приватизации в планируемых объемах и в
установленные сроки.
Предусматриваются следующие этапы контроля:
а) подготовка государственного имущества к приватизации;
б) непосредственная реализация приватизационных процедур;
в) выполнение новым собственником взятых обязательств.
Контроль на этапе подготовки объекта к приватизации должен
включать:
контроль за конкурсной процедурой выбора финансовых
консультантов и оценщиков;
поэтапный контроль за их действиями;
контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих
решения о приватизации объекта (размер отчуждаемого пакета акций,
способ, сроки приватизации, цена приватизируемого имущества),
контроль за обязательным учетом потенциального спроса на
приватизируемое имущество.
Контроль на этапе реализации приватизационных процедур должен
предусматривать:
анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих
конкурсах по продаже государственного имущества (деловая
репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках
средств, используемых при оплате);
анализ бизнес-планов по выполнению инвестиционных или
социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по
условиям коммерческих конкурсов (возможность реализации
принимаемых обязательств в установленные сроки, достаточность
средств для их реализации, обеспеченность бизнес-планов
необходимыми ресурсами).
Контроль за выполнением новым собственником взятых на себя
обязательств должен включать:
разработку системы показателей постприватизационного развития
предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики
производимой продукции и других факторов;
контроль за обязательным соблюдением системы показателей
постприватизационного развития предприятий.
4. Информационное обеспечение приватизации областного имущества
Ключевыми задачами информационного обеспечения приватизации
являются повышение уровня полноты и достоверности информации о
приватизируемом имуществе в целях достижения прозрачности
происходящих процессов, а также создания условий для контроля
государства и принятия эффективных решений в отношении областной
собственности.
Для решения указанных задач необходимо:
создать реестр областного имущества для контроля за его
состоянием и возможности принятия решений по его использованию;
завершить формирование системы информационного обеспечения,
обеспечивающей учет, хранение, обработку и выдачу данных об
операциях с объектами областной собственности, а также информации,
необходимой для предпродажной подготовки приватизируемых
предприятий, оценки их имущества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению
осуществления областью полномочий собственника имущества,
повышению эффективности использования имущества, увеличению
доходов и оптимизации расходов по управлению имуществом.
Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции
является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного
климата и осуществления еще более важной функции - развивающей и
стимулирующей в отношении экономики в целом.
|