МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
14 декабря 1999 г. N 02-1944
Орган местного самоуправления
г. Благовещенска
Председателю обкома
Амурского профсоюза
защитников России
Головину Е.А.
РЕШЕНИЕ
8 декабря 1999 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
председатель комиссии:
Яковлева Т.И. - и.о. руководителя управления;
члены комиссии:
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке
предпринимательства;
Мельникова В.И. - специалист I категории АМО;
Македон Н.Г. - специалист II категории АМО,
рассмотрев дело о нарушении органом местного самоуправления г.
Благовещенска ст. 7 Федерального закона "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
установила:
В отдел по контролю за соблюдением антимонопольного и
рекламного законодательств, поддержке предпринимательства
Амурского ТУ МАП России 18 сентября 1999 г. поступило заявление
Амурского профсоюза защитников России. Из заявления следовало, что
администрацией г. Благовещенска принято постановление от 3 июля
1999 г. N 1191, согласно которому частные предприниматели -
владельцы маршрутных такси - должны были пройти конкурс на право
выполнения муниципального заказа по перевозке пассажиров на
муниципальной маршрутной сети города на коммерческой основе, в
результате которого всем прошедшим конкурс выдавалось
свидетельство на право перевозки пассажиров на муниципальной
маршрутной сети. При проведении данного конкурса ограничивалось
количество машин на маршрутах, что привело к ограничению доступа
на рынок его участников. При рассмотрении заявления установлено
следующее: решением Думы г. Благовещенска от 27 мая 1999 г. N 63
было утверждено Положение "О порядке привлечения немуниципального
автомобильного транспорта юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей к пассажирским перевозкам на маршрутной сети г.
Благовещенска". Согласно п. 2.3 данного Положения перевозка
пассажиров немуниципальным пассажирским автомобильным транспортом
по маршрутной муниципальной сети осуществляется на основании
договора, заключаемого администрацией города или уполномоченным ею
органом с перевозчиком, имеющим лицензию на данный вид
деятельности. После принятия городской Думой указанного решения
мэром г. Благовещенска было издано Постановление N 1191 от 3 июля
1999 г. "Об упорядочении работы автомобильного пассажирского
транспорта всех форм собственности на городских и пригородных
маршрутах по выполнению муниципального заказа на перевозки
пассажиров в г. Благовещенске". Данное постановление утверждает
муниципальную маршрутную сеть (с пригородными автобусными
маршрутами) г. Благовещенска, Положение "О конкурсе владельцев
немуниципального транспорта на право выполнения муниципального
заказа по перевозке пассажиров на муниципальной маршрутной сети г.
Благовещенска на коммерческой основе", Положение "Об использовании
автомобильного пассажирского транспорта всех форм собственности на
городских и пригородных маршрутах по выполнению муниципального
заказа на перевозки пассажиров в г. Благовещенске", Положение о
конкурсной комиссии, состав конкурсной комиссии, перечень
документов, представляемых участниками конкурса на заседание
комиссии, и т.д.
Согласно указанным нормативным актам вся маршрутная сеть г.
Благовещенска и пригородная сеть маршрутов движения автобусов
определена как муниципальная, хотя в законодательстве нет
определения муниципальной маршрутной сети. В Законе РФ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" указано, что
термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими
терминами применяются в отношении органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и
других объектов, целевое назначение которых связано с
осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных
случаях, касающихся осуществления населением местного
самоуправления. Положением об обеспечении безопасности перевозок
пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства
транспорта РФ от 8 января 1997 г. N 2, автобусный маршрут
определен как "установленный в процессе организации перевозок путь
следования автобусов между начальным и конечным пунктами". Таким
образом, к городским и пригородным автобусным маршрутам не
применим термин "муниципальные", поскольку маршрут не может
являться объектом собственности. При рассмотрении дела
представитель органа местного самоуправления г. Благовещенска
сообщил, что немуниципальных маршрутов движения автобусов в городе
нет. Таким образом, вводя понятия "муниципальный маршрут" и
"муниципальная маршрутная сеть" орган местного самоуправления г.
Благовещенска стремится монополизировать рынок пассажирских
перевозок автотранспортом, а определяя порядок привлечения
немуниципального автомобильного транспорта к перевозкам на
маршрутной сети г. Благовещенска, устанавливает дополнительные
административные барьеры входа на рынок хозяйственных субъектов.
В ст. 6 Закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" к вопросам местного значения, находящимся в
ведении муниципальных образований, отнесена организация
транспортного обслуживания населения. Необходимость проведения
конкурса владельцев немуниципального транспорта на право
выполнения заказа по перевозке пассажиров на муниципальной
маршрутной сети г. Благовещенска на коммерческой основе ничем не
обусловлена. В соответствии со ст. 33 Закона РФ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" органы
местного самоуправления вправе выступать заказчиком по оказанию
услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-
культурных потребностей населения соответствующей территории с
использованием предусмотренных для этого собственных материальных
и финансовых средств. Однако при заключении договоров
муниципального заказа на перевозки пассажиров в г. Благовещенске
администрация города не берет на себя никаких дополнительных
обязательств по предоставлению предпринимателям льгот, возмещению
каких-либо затрат и т.д. Более того, договор муниципального
заказа, заключить который могут только предприниматели, прошедшие
указанный конкурс, предоставляет им право осуществлять перевозки
пассажиров на определенных маршрутах. Вместе с тем водители
маршрутных такси являются индивидуальными предпринимателями, в
соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ они вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица с момента государственной регистрации в качестве
предпринимателя. Поэтому свидетельство индивидуального
предпринимателя и полученная лицензия на право перевозки
пассажиров уже являются основанием для работы на маршрутах г.
Благовещенска. Никакого другого дополнительного разрешения от
администрации г. Благовещенска для осуществления перевозки
пассажиров автотранспортом не требуется. Отсутствие у
индивидуальных владельцев муниципального транспорта договоров
муниципального заказа не может быть основанием для лишения их
права осуществления перевозок пассажиров в г. Благовещенске. Кроме
того, орган местного самоуправления г. Благовещенска ограничивает
количество возможных субъектов рынка перевозки пассажиров
автотранспортом в городе, заключая договоры в пределах расчетного
количества подвижного состава на конкретных существующих и вновь
открываемых муниципальных маршрутах пассажирского транспорта,
тогда как муниципальный транспорт самостоятельно справиться с
перевозкой пассажиров в городе не в состоянии. Тем не менее,
целесообразность проведения конкурса на право выполнения
муниципального заказа по перевозке пассажиров на муниципальной
маршрутной сети г. Благовещенска администрация объясняет не
нехваткой транспорта, а необходимостью упорядочить перевозки
пассажиров автотранспортом. Однако упорядочение перевозок
предполагает контроль за работой автобусов всех форм собственности
со стороны ГИБДД УВД Амурской области, Амурского областного
отделения Российской транспортной инспекции и других органов в
соответствии с действующим законодательством, в обязанности
которых осуществление такого контроля входит независимо от
установления его органом местного самоуправления. Кроме того, в
перечень показателей оценки конкурса включены требования,
выполняемые предпринимателями уже при получении лицензии на право
перевозки, то есть орган местного самоуправления берет на себя не
принадлежащие ему функции лицензирующего органа. Об ущемлении
интересов владельцев немуниципального транспорта свидетельствует
тот факт, что не все предприниматели были допущены к участию в
конкурсе и, по мнению администрации, не имеют права осуществлять
перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам и могут
осуществлять перевозки туристов, пассажиров по заказам и т.д. Так,
предпринимателю К., не прошедшему конкурс, транспортная инспекция
запрещает работать на маршрутах "без свидетельства с
администрации" (предписание N 153 от 25 ноября 1999 г.).
Таким образом, порядок привлечения немуниципального
автомобильного транспорта юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей к пассажирским перевозкам на маршрутной сети г.
Благовещенска, установленный решением Думы г. Благовещенска от 27
мая 1999 г. N 63 и постановлением Мэра г. Благовещенска от 3 июня
1999 г. N 1191, ограничивает развитие конкуренции на рынке
перевозки пассажиров и багажа автотранспортом в г. Благовещенске и
приводит к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов -
участников данного рынка, то есть нарушает требования п. 1 ст. 7
Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" в части необоснованного
препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в
какой-либо сфере.
Кроме того, в постановлении Мэра г. Благовещенска от 3 июня
1999 г. N 1191 содержится положение, противоречащее п. 2 ст. 7
Закона РФ "О конкуренции ..." в части наделения хозяйствующих
субъектов функциями органа местного самоуправления, а именно: п.
3.7 Положения "Об использовании автомобильного пассажирского
транспорта всех форм собственности на городских и пригородных
маршрутах по выполнению муниципального заказа на перевозки
пассажиров в г. Благовещенске" предусматривает право муниципальных
предприятий, выполняющих муниципальный заказ на транспортное
обслуживание населения в городе на муниципальной маршрутной сети,
привлекать на договорной основе автобусы средней вместимости
юридических и физических лиц для работы на муниципальной
маршрутной сети города, то есть предоставляет хозяйствующим
субъектам право заключения договора муниципального заказа.
Таким образом, решение Думы г. Благовещенска от 27 мая 1999 г.
N 63 и постановление Мэра г. Благовещенска от 3 июня 1999 г. N
1191 противоречат ст. 34 Конституции РФ, ст. 1, 23 Гражданского
кодекса РФ и нарушают требования ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь п. 1 ст. 27 Федерального закона "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", и
в соответствии с п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении
антимонопольного законодательства Российской Федерации решила:
1. Признать факт нарушения органом местного самоуправления г.
Благовещенска ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать органу местного самоуправления г. Благовещенска
предписание о прекращении нарушения ст. 7 Закона РФ "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о ___________________________ (см. п. 2.14
Правил).
Председатель комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
Члены комиссии:
У.Н.ТАРАСОВА
В.И.МЕЛЬНИКОВА
Н.Г.МАКЕДОН
|