ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 1999 г. N 689
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ШКОЛЬНИКОВ АВТОБУСАМИ НА
ТЕРРИТОРИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1999 - 2000 учебном году подвоз детей в школы производится по
181 маршруту, из которых 32 маршрута повышенной опасности, т.е.
проходят через железнодорожные переезды.
Перевозку школьников осуществляют 137 организаций различных
форм собственности и ведомственной принадлежности, в основном это
сельхозтоварищества, сельхозкооперативы, крестьянско-фермерские
хозяйства, районные отделы образования, сельские администрации и
другие организации. В целях обеспечения безопасной перевозки
школьников автобусами постановляю:
1. Утвердить Положение "О порядке осуществления "Школьных
маршрутов" в Амурской области".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и
районов:
- при организации перевозки детей руководствоваться Положением
"О порядке осуществления "Школьных маршрутов";
- довести данное Положение до всех предприятий и организаций,
осуществляющих перевозку школьников.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на комиссии по безопасности дорожного движения.
Глава Администрации
Амурской области
А.Н.БЕЛОНОГОВ
Приложение
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 3 декабря 1999 г. N 689
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ "ШКОЛЬНЫХ МАРШРУТОВ"
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет основные требования по
обеспечению безопасности перевозок детей на регулярных "Школьных
маршрутах" Амурской области.
1.2. В Положении используются следующие основные понятия и
термины:
1.2.1. "Школьный маршрут" - установленный путь следования
автобуса между начальными и конечными пунктами при перевозке
детей.
1.2.2. "Регулярные" - перевозки, осуществляемые с определенной
периодичностью по установленному маршруту, с посадкой и высадкой
детей на предусмотренных маршрутом остановках.
1.2.3. "Автобус" - автотранспортное средство с двигателем,
предназначенное для перевозки пассажиров, с числом мест для
сидения (помимо сидения водителя) более 8.
1.2.4. "Перевозчик" - владелец автотранспортного средства,
принявший на себя предусмотренную гражданским законодательством
ответственность за выполнение обязательств по перевозке детей.
К перевозке детей на "Школьных маршрутах" допускаются
организации независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности, имеющие сертифицированный автотранспорт и лицензию
на перевозку пассажиров, сертификат соответствия на перевозку
пассажиров автомобильным транспортом.
1.2.5. "Заказчик" - юридическое и физическое лицо,
ответственное за обучение и проведение иных мероприятий,
пользующееся услугами перевозчика для доставки детей к местам
осуществления этих мероприятий в соответствии с заключенным
договором.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с
действующими нормативными актами автотранспортного
законодательства.
1.4. Деятельность перевозчиков (заказчиков) по вопросам
осуществления безопасности перевозок детей, не отраженная в данном
Положении, должна осуществляться в соответствии с требованиями
"Положения об обеспечении безопасности перевозок автобусами",
утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от
8 января 1997 г. N 2, "Положения об обеспечении безопасности
дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного
приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27, и Правил дорожного
движения.
1.5. Требования настоящего Положения обязательны для
юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность,
связанную с организацией и осуществлением перевозок детей на
"Школьных маршрутах".
1.6. Контроль за соблюдением требований настоящего Положения
осуществляется органами Государственной инспекции безопасности
дорожного движения (контроль за техническим состоянием автобусов,
соответствием состояния автомобильных дорог, железнодорожных
переездов требованиям БД, соблюдением водителями на линии Правил
дорожного движения), Амурского областного отделения Российской
транспортной инспекции (контроль за соблюдением перевозчиками
лицензионных требований по обеспечению безопасности дорожного
движения), органами по сертификации услуг на пассажирском
автотранспорте и другими органами, уполномоченными осуществлять
государственный контроль за соблюдением требований законодательных
актов, относящихся к обеспечению безопасности движения.
II. ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ РЕГУЛЯРНЫХ "ШКОЛЬНЫХ МАРШРУТОВ",
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗОК ДЕТЕЙ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Регулярные "Школьные маршруты" открываются распоряжениями
администраций городов (районов), на территории которых расположены
заказчики услуг по перевозке детей, при соблюдении условий,
обеспечивающих безопасность движения.
2.1.1. Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и
подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется
на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по
решению администрации соответствующей территории в составе
работников организаций, осуществляющих перевозки детей, работников
дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых
находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды,
работников ГИБДД Российской транспортной инспекции.
По результатам обследования дорожных условий составляется акт,
в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие
безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы,
уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать
результаты этой работы.
2.1.2. При подготовке к осуществлению регулярных перевозок
перевозчик совместно с заказчиком определяют рациональные места
сбора, посадки и высадки детей.
Пространство, отведенное для детей, ожидающих автобус, должно
быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на
проезжую часть. Остановки должны быть очищены от грязи, льда и
снега. В местах посадки (высадки) детей на маршрутах должны быть
установлены специальные остановочные знаки (трафарет - "Школьный
маршрут") с указанием времени прохождения автобусов,
осуществляющих перевозку детей.
2.2. Решение об открытии регулярного "Школьного маршрута"
принимается после устранения нарушений.
2.3. Запрещается открытие школьных маршрутов, проходящих через:
а) нерегулируемые железнодорожные переезды;
б) через ледовые переправы.
2.4. Владельцы автобусов (перевозчики) обязаны:
- составить и утвердить на каждый маршрут паспорт и схему
маршрута с указанием опасных участков (паспорт утверждается
органом местного самоуправления, схема маршрута согласовывается с
ГИБДД);
- разработать график движения;
- обеспечить водителя, выполняющего регулярные перевозки детей,
графиком движения на маршруте и схемой маршрута с указанием
опасных участков;
- организовать контроль за соблюдением графиков движения, норм
вместимости автобусов, маршрутов движения.
2.5. Заказчик обязан:
2.5.1. Комиссионно обследовать дорожные условия на маршруте не
реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования).
2.5.2. Регулярно (не менее 1 раза в месяц) проверять состояние
мест посадки - высадки детей.
2.5.3 При выявлении на маршруте недостатков в состоянии,
оборудовании и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений,
железнодорожных переездов, угрожающих безопасности движения в
зависимости от обстоятельств прекратить движение на маршруте или
изменить маршрут движения и принять меры по устранению выявленных
недостатков.
2.6. Перевозка детей в светлое время суток должна
осуществляться с включенным ближним светом фар. Скорость движения
выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических
и других условий, но при этом во всех случаях скорость не должна
превышать 60 км/ч.
2.7. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при
посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.
2.8. Количество перевозимых в автобусе детей вместе с
сопровождающими не должно превышать числа оборудованных для
сидения мест.
2.9. Расписание движения автобусов должно согласовываться
заказчиком и вывешиваться в учебных заведениях и на остановочных
пунктах маршрута движения (обеспечивается заказчиком).
2.10. При неблагоприятных изменениях дорожных условий в осенне-
зимний период, при иных обстоятельствах расписание должно быть
скорректировано в сторону движения скорости (увеличения времени
движения). Об изменении расписания перевозчик должен известить
заказчика, который принимает меры по своевременному оповещению
детей.
2.11. В случаях стихийных бедствий заказчик принимает решение
совместно с органами ГИБДД о временном прекращении движения на
"Школьном маршруте", о чем ставит в известность перевозчика.
2.12. Окна в салоне при движении автобуса должны быть закрыты.
2.13. Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения
группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В
процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери
автобуса.
Сопровождающий проходит специальный инструктаж по обеспечению
безопасности перевозки детей автобусами.
Инструктаж проводится ответственным за обеспечение безопасности
дорожного движения предприятия - перевозчика под роспись
прошедшего инструктаж в журнале учета инструктажей. Без
прохождения сопровождающим инструктажа автобус заказчику не
предоставляется.
Инструктаж должен содержать порядок:
- подачи автобуса к месту посадки, правила посадки и высадки
детей;
- взаимодействия сопровождающего с водителем;
- поведения детей в месте сбора, посадки и высадки, при
нахождении в салоне автобуса;
- пользования оборудованием салона: вентиляционными люками,
форточками, сигналами требования остановки;
- контроля за детьми при остановках автобуса.
При проведении инструктажа отражаются вопросы, связанные с
чрезвычайными ситуациями (вынужденная остановка, поломка автобуса,
захват автобуса террористами, дорожно-транспортное происшествие) в
т.ч.:
- порядок эвакуации пассажиров;
- порядок использования аварийных выходов из автобуса и
пользования устройствами приведения их в действие;
- правила пользования огнетушителями, аптечкой первой помощи.
2.14. Заказчик обязан инструктировать детей:
- о правилах безопасного поведения в местах сбора и во время
ожидания автобуса;
- о порядке посадки и высадки из автобуса;
- о правилах поведения во время движения и остановки автобуса;
- о поведении при возникновении опасных или чрезвычайных
ситуаций во время перевозок;
- о способах оказания первой помощи пострадавшим;
осуществлять учет обнаруженных водителями на маршрутах
недостатков в организации и регулировании движения, состоянии и
обустройстве дорог, улиц, искусственных сооружений,
железнодорожных переездов и автобусных остановок.
При проведении занятий должно быть предусмотрено использование
наглядных пособий, обсуждение практических ситуаций, возникающих в
процессе дорожного движения и во время перевозок.
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ
3.1. К управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей,
допускаются водители 1, 2 класса, имеющие удостоверение на право
управления транспортными средствами категории "Д" и непрерывный
стаж работы в качестве водителя автобуса - не менее трех последних
лет:
- не допустившие в течение календарного года грубые нарушения
Правил дорожного движения и трудовой дисциплины;
- не имевшие случаев отстранения от управления автотранспортным
средством по причине нетрезвого состояния.
3.2. Стаж работы водителя в организации, которая направляет его
на перевозку детей, должен быть не менее года.
3.3. В организации, осуществляющей перевозки детей, должен быть
сформирован список водителей, которые по своим профессиональным
характеристикам могут быть допущены к перевозкам детей, указанный
список ежегодно обновляется и утверждается соответствующим
приказом.
3.4. Продолжительность рабочей смены водителей, занятых на
перевозках детей, не должна превышать 10 часов. Продолжительность
междусменного отдыха водителя перед осуществлением перевозок детей
должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в
предшествующий отдыху рабочий день.
3.5. Для обеспечения надежности водителей владельцы автобусов
(перевозчики) обязаны:
3.5.1. При назначении впервые водителей для работы на
регулярных "Школьных маршрутах" организовывать проведение
предварительной стажировки в объеме не менее одного оборотного
рейса (без детей).
При изменении маршрута движения проводить стажировку в объеме
не менее одного оборотного рейса (без детей).
3.5.2. Перед началом регулярных перевозок детей проводить с
водителями специальный инструктаж о порядке, условиях и
особенностях движения и работы на маршруте.
Инструктаж должен включать сведения:
- о порядке организации перевозок детей автобусами в
соответствии с настоящим Положением;
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест
концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии дорожных условий, особенностях скоростного режима
движения на маршруте;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи,
постов ГИБДД;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и
эксплуатации автобусов при изменении дорожно-климатических условий
на маршруте, при возникновении технической неисправности автобуса,
при ухудшении состояния здоровья водителя и пассажиров в пути;
- о соблюдении правил техники безопасности и противопожарной
безопасности при работе на линии и действиях при возникновении
пожара в автобусе;
- о действиях водителя при угрозе или возникновении дорожно-
транспортного происшествия, о порядке экстренной эвакуации детей
из автобуса, об оказании первой медицинской помощи пострадавшим;
- об обеспечении безопасности движения при проезде
железнодорожных переездов;
- о действиях водителя при попытке захвата или захвате автобуса
криминальными элементами (террористами);
- об ответственности водителя за нарушения нормативных актов по
обеспечению безопасности дорожного движения и настоящего
Положения.
Инструктаж проводится с периодичностью не реже одного раза в
месяц.
Проведение инструктажа регистрируется в журнале учета
инструктажей под роспись водителя и лица, проводившего инструктаж.
3.5.3. Организовывать проведение предрейсовых, межрейсовых и
послерейсовых (в зависимости от режима работы) медицинских
осмотров водителей, с отметками в путевых листах.
3.5.4. Осуществлять контроль за прохождением водителями
обязательного периодического медицинского освидетельствования в
сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения РФ.
Водители, не прошедшие медицинское освидетельствование в
установленные сроки, отстраняются от управления транспортными
средствами.
3.5.5. Ежегодно проводить занятия по повышению
профессионального мастерства водителей по установленным
программам. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов
заносятся в личные дела водителей.
IV. СОДЕРЖАНИЕ АВТОБУСОВ В ТЕХНИЧЕСКИ ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ
4.1. Владельцы автобусов (перевозчики) обязаны:
4.1.1. Использовать для перевозки детей автобусы,
зарегистрированные в органах Государственной инспекции
безопасности дорожного движения, прошедшие в установленном порядке
государственный технический осмотр и имеющие лицензионную
карточку.
Не допускается осуществление регулярных "Школьных маршрутов" на
грузовых автомобилях с кузовом - фургоном.
4.1.2. Обеспечить проведение технического обслуживания и
ремонта автобусов в порядке и сроки, установленные действующими
нормативными документами, с отметкой в сервисной книжке, которая
оформляется на каждый автобус.
4.1.3. В автобусах, допускаемых к перевозке детей, должны быть
исправны: аварийные выходы и устройства приведения их в действие,
привод управления дверьми, механизмы открывания крышек потолочных
вентиляционных люков, системы вентиляции и отопления салона,
сигнализация работы дверей и сигнал требования остановки, звуковой
сигнал, крепления сидений, поручней, подножек.
4.1.4 В соответствии с Правилами дорожного движения в
автобусах, осуществляющих перевозки детей, спереди и сзади должны
быть установлены опознавательные знаки "Перевозка детей", а также
лобовые и боковые трафареты с надписью "Школьный".
V. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРОВ НА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
5.1. Перевозки детей автобусами осуществляются перевозчиками на
основании письменных договоров, заключенных между заказчиком и
перевозчиком,
Договоры на осуществление перевозок детей на школьных маршрутах
заключаются не позднее чем за 30 суток до начала перевозок.
5.2. В договоре указываются: дата, время перевозки детей, их
количество и возраст, маршрут следования (начальные и конечные,
промежуточные пункты), места посадки и высадки, фамилия, имя,
отчество и должность ответственного за организацию перевозки детей
и сопровождающих по каждому маршруту.
Договор подписывается руководителями организаций - заказчика и
перевозчика.
5.3. Об организации школьных маршрутов заказчик уведомляет
органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения,
Амурское областное отделение Российской транспортной инспекции.
|