МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
11 июня 1999 г. N 02-967
ГУП "Забайкальская железная
дорога"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 4
О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
10 июня 1999 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
председатель комиссии:
Махниборода А.В. - руководитель управления;
члены комиссии:
Яковлева Т.И. - заместитель руководителя управления;
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательств, поддержки
предпринимательства;
Богуш В.П. - главный специалист АМО;
Мельникова В.И. - специалист I категории АМО,
рассмотрев дело N А-17/1499 от 11 мая 1999 года о наложении
штрафа на ГУП "Забайкальская железная дорога" за нарушение статьи
17 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках", установила:
Согласно постановлению главы администрации г. Белогорска от 4
июня 1998 г. N 352 предприятие "Комбинат питания ст. Белогорск"
исключено из государственного реестра юридических лиц в связи с
его реорганизацией способом присоединения к ГП "Белогорская
дирекция по обслуживанию пассажиров Свободненского отделения
Забайкальской железной дороги". Суммарная стоимость активов по
балансам участников реорганизации по состоянию на 1 апреля 1998 г.
составила 139655 тыс. руб., что более 100 тысяч минимальных
размеров оплаты труда.
В соответствии со статьей 17 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
письмом ГАК России от 19 декабря 1997 г. N АЦ/5439 указанная
реорганизация подлежит предварительному согласованию с
территориальным управлением по месту нахождения реорганизуемого
юридического лица со стороны лица (органа), принимающего решение о
реорганизации.
Решение по реорганизации предприятия "Белогорский комбинат
питания" путем присоединения к ГП "Белогорская дирекция по
обслуживанию пассажиров Свободненского отделения Забайкальской
железной дороги" принято ГУП "Забайкальская железная дорога"
(указание N 279/71 от 29 сентября 1997 г.). Документы и материалы
по ходатайству о даче согласия на реорганизацию предприятия
"Белогорский комбинат питания" путем присоединения к ГП
"Белогорская дирекция по обслуживанию пассажиров Свободненского
отделения Забайкальской железной дороги" в Амурское ТУ не
поступали.
Таким образом, данная реорганизация совершена с нарушением ст.
17 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
ГУП "Забайкальская железная дорога" представило следующие
объяснения допущенного нарушения.
Закон РФ "О конкуренции ..." распространяется на отношения,
влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Сфера деятельности
ГУП "Забайкальская железная дорога" отнесена к естественным
монополиям на транспорте. Таким образом, "Положением о реестре
субъектов естественных монополий на транспорте", утвержденным
приказом руководителя ФСЕМТ России от 20 марта 1998 г. N 13,
Законом РФ "О естественных монополиях" N 147-ФЗ от 17 августа 1999
г. подтверждено отсутствие конкуренции в области железнодорожных
перевозок. Деятельность указанных реорганизуемых предприятий, как
и других предприятий федерального железнодорожного транспорта,
осуществляется не на товарных рынках, а в сфере
внутрипроизводственных отношений, определяемых технологией
перевозочного процесса и порядком экономических взаимоотношений,
устанавливаемым МПС РФ. Кроме того, как и установлено законом N
147-ФЗ, удовлетворение спроса на рынке сбыта услуг по
железнодорожным перевозкам эффективнее в отсутствие конкуренции в
силу технологических особенностей производства. Следовательно, к
предприятиям, входящим в систему МПС РФ, не должны применяться
нормы Закона РФ "О конкуренции ...".
Структурная реформа на железных дорогах РФ осуществляется в
соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. N
448, Программой мер по структурной перестройке, приватизации и
усилению контроля в сферах естественных монополий, утвержденной
постановлением Правительства РФ от 7 августа 1997 г. N 987, и
указанием МПС РФ от 23 июня 1998 г. N 230 пр-у и имеет своей целью
усиление централизации финансового управления и регулирования на
железнодорожном транспорте. Таким образом, деятельность
Забайкальской железной дороги по структурной реформе на
железнодорожном транспорте - реорганизация предприятий, входящих в
ее систему, при проведении которой дорога является исполнителем
вышеуказанных актов, а не лицом (органом), принимающим решение о
реорганизации, не противоречит действующему законодательству, не
нарушает интересов государства, потребителей услуг и положений
статьи 17 Закона РФ "О конкуренции ...".
Доводы ГУП "Забайкальская железная дорога " нельзя признать
обоснованными по следующим причинам:
Согласно письму ГКАП России от 22 сентября 1995 г. N ВБ/4116 "О
задачах антимонопольных органов в связи с введением в действие
Федерального закона "О естественных монополиях" (от 17 августа
1995 г. N 147-ФЗ)", задачи предупреждения, ограничения и
пресечения монополистической деятельности субъектов естественных
монополий, а также осуществление отдельных видов государственного
контроля остаются одними из главных направлений деятельности ГКАП
России (его территориальных управлений) в соответствии с Законом
РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках";
в соответствии с Концепцией структурной реформы федерального
железнодорожного транспорта, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 15 мая 1998 г. N 448, основной целью
структурной реформы федерального железнодорожного транспорта
является снижение совокупных народнохозяйственных затрат на
перевозки железнодорожным транспортом. Важнейшим фактором снижения
транспортных расходов является развитие конкуренции на
железнодорожном транспорте. Для достижения основной цели реформы
необходимо поэтапно разделить монопольные и конкурентные виды
деятельности на железнодорожном транспорте в организационной и
экономической областях его работы. К конкурентному сектору на
железнодорожном транспорте относятся:
доставка грузов пассажиров;
услуги, оказываемые грузовыми и пассажирскими компаниями, а
также весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг.
В связи с этим, а также в соответствии с письмом ГКАП России от
9 декабря 1997 г. N АЦ/5439 Амурское территориальное управление
МАП России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства, установленный ст. 17 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
при проведении реформы железнодорожного транспорта;
решение о реорганизации предприятия "Белогорский комбинат
питания" путем присоединения его к ГП "Белогорская дирекция по
обслуживанию пассажиров Свободненского отделения Забайкальской
железной дороги" принято непосредственно ГУП "Забайкальская
железная дорога", а не лицами, принявшими решение о реформировании
структуры железнодорожного транспорта (Правительство РФ, МПС
России). Следовательно, ГУП "Забайкальская железная дорога" в
соответствии со ст. 17 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" обязано было
представить в Амурское ТУ ходатайство о даче согласия на
реорганизацию предприятия "Белогорский комбинат питания" путем
присоединения к ГП "Белогорская дирекция по обслуживанию
пассажиров Свободненского отделения Забайкальской железной
дороги".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктом 3.7 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства, комиссия постановила:
Наложить на ГУП "Забайкальская железная дорога" штраф в размере
150 минимальных размеров оплаты труда, что составляет двенадцать
тысяч пятьсот двадцать три рубля пятьдесят коп.
Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в
арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Сумму штрафа надлежит уплатить в федеральный бюджет по месту
нахождения управления Забайкальской железной дороги.
Примечание. В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" штраф, наложенный ГАК России (территориальным
управлением) на коммерческую и некоммерческую организацию,
взыскивается в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня
вынесения решения о его взыскании в федеральный бюджет. В
соответствии с п. 3.11 Правил рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ГКАП РФ
от 25 июля 1996 г. N 91, взыскание штрафа не освобождает
коммерческие и некоммерческие организации от обязанности исполнить
предписание антимонопольных органов или совершить иные действия,
предусмотренные антимонопольным законодательством.
Об уплате штрафа сообщить в Амурское территориальное
антимонопольное управление.
Председатель комиссии
А.В.МАХНИБОРОДА
Члены комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
У.Н.ТАРАСОВА
В.П.БОГУШ
В.И.МЕЛЬНИКОВА
|