30 апреля 1999 года Председателю
N 7-09/42-99 Амурского
областного Совета
народных депутатов
ПРОТЕСТ
НА П. 4 Ч. 1 СТ. 2, П. 3 СТ. 3, П. 11 Ч. 1 СТ.4,
Ч. 2 СТ. 4, Ч. 6 СТ. 5 ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
N 103-ОЗ ОТ 2 НОЯБРЯ 1998 ГОДА "ОБ ОБЛАСТНОМ
ВНЕБЮДЖЕТНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ФОНДЕ"
22 октября 1998 года Амурским областным Советом народных
депутатов принят Закон Амурской области "Об областном внебюджетном
экологическом фонде" N 103-ОЗ. 2 ноября 1998 года Закон подписан
Главой Администрации Амурской области.
Данный закон в части не соответствует действующему
законодательству по следующим основаниям.
Статья 72 Конституции Российской Федерации относит охрану
окружающей среды и обеспечение экологической безопасности к
совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
1. Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
установлено, что система внебюджетных экологических фондов,
объединяющая федеральный экофонд, областные и местные фонды,
создается для решения неотложных природоохранительных задач,
восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации
причиненного вреда и других природоохранительных задач (ч.1 ст.21
Закона). Запрещается расходование средств экологических фондов на
цели, не связанные с природоохранительной деятельностью. Положения
данной статьи исчерпывающие и расширительному толкованию не
подлежат. В законе отсутствует норма на возможное использование
средств экофондов на расходы, возникающие от функциональной
деятельности органов по охране окружающей среды.
Статьей 22 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных фондов представительных
и исполнительных органов государственной власти республик в
составе РФ..., краев, областей, ... органов местного
самоуправления" предусмотрено, что средства внебюджетных фондов
изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым
назначением.
В нарушение вышеуказанного законодательства Законом Амурской
области установлено, что средства внебюджетного экологического
фонда могут расходоваться на:
- финансовую поддержку деятельности специально уполномоченных
государственных органов в области охраны окружающей среды и особо
охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона области);
- учебу и переподготовку кадров (п. 8 ч. 1 ст. 4);
- поддержку органов государственного экологического контроля
(п. 11 ч. 1 ст. 4);
- развитие материально-технической базы специально
уполномоченных государственных органов, участвующих в формировании
доходной части Амурэкофонда (п. 4 ч. 2 ст. 4).
Кроме того, п.6 ст.5 установлены защищенные статьи расходов
Амурэкофонда на поддержку инспекции экологического контроля
государственного комитета по охране окружающей среды области и на
поддержку государственных заповедников области.
Все вышеприведенные нормы Закона Амурской области "Об областном
внебюджетном экологическом фонде" направлены на использование
средств экофонда на расходы, связанные с функциональной
деятельностью комитета, что является недопустимым.
По аналогичному вопросу состоялось решение президиума Высшего
арбитражного суда РФ N 4118/98 от 27 октября 1998 года, которым
признан недействительным п. 1 Постановления Сахалинской областной
Думы от 23 июня 1997 г. N 10/205-2 "О письме председателя комитета
по охране окружающей среды и природных ресурсов Сахалинской
области".
2. Законом "Об охране окружающей природной среды" установлено,
что средства экологических фондов зачисляются на специальные счета
учреждений банков и распределяются в следующем порядке:
- 60% - на реализацию природоохранных мероприятий местного
(городского, районного) значения;
- 30% - на реализацию природоохранных мероприятий областного
значения;
- 10% - на реализацию природоохранных мероприятий федерального
значения (ст. 21 ч. 3 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 г. N 442 "О
федеральном экологическом фонде и экологических фондах на
территории РФ" Министерству финансов РФ и Министерству экологии и
природных ресурсов РФ было установлено разработать и утвердить
порядок направления в федеральный и территориальные внебюджетные
экологические фонды поступающих средств (п. 6 постановления).
Данный "Порядок направления предприятиями, учреждениями,
организациями и гражданами средств в государственные внебюджетные
экологические фонды" был разработан и зарегистрирован в Минюсте РФ
25 февраля 1993 года за N 162 и доведен до сведения всех
заинтересованных лиц.
Разделом 3 Порядка предусмотрено, что в соответствии с Законом
РСФСР "Об охране окружающей природной среды", средства,
поступающие от предприятий и граждан аккумулируются на счетах
экологических фондов областей, а затем распределяются в следующем
порядке:
- 60% средств направляются на реализацию природоохранительных
мероприятий местного (городского, районного) значения с
зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных
экологических фондов.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" установлено, что муниципальные внебюджетные
фонды являются муниципальной собственностью (ст. 29 Закона). К
предметам ведения местного самоуправления относится участие в
охране окружающей среды на территории муниципального образования.
Неперечисление денежных средств на экологические счета
муниципальных образований, нарушает их право собственности и право
расходования денежных средств на охрану окружающей среды
муниципальных образований.
Таким образом, положение Закона Амурской области "Об областном
внебюджетном экологическом фонде", установившее оставление 60%
средств, предназначенных для перечисления в местные экофонды, в
распоряжении Амурэкофонда и использование их для решения
экологических задач местного значения, незаконно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Закона РФ "О
прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Внести изменения в Закон Амурской области "Об областном
внебюджетном экологическом фонде" от 2 ноября 1998 года, в связи с
чем исключить следующие нормы:
- п. 1 ст. 2, в части финансовой поддержки деятельности
специально уполномоченных государственных органов в области охраны
окружающей среды и особо охраняемых природных территорий области;
- п. 1 ст. 4, в части учебы и переподготовки кадров, поддержки
органов государственного экологического предпринимательства и
рационального природопользования, развития рынка экологических
товаров и услуг, экологического страхования и аудита;
- п. 2 ст. 4. в части развития материально-технической базы
специально уполномоченных государственных органов в формировании
доходной части Амурэкофонда;
- п. 6 ст. 5, в части - в бюджете Амурэкофонда устанавливаются
защищенные статьи расходов Амурэкофонда на поддержку инспекции
экологического контроля государственного комитета по охране
окружающей среды, как противоречащие действующему федеральному
законодательству.
2. П. 3 ст. 3 Закона изложить в новой редакции, исключить слова
"остаются в распоряжении Амурэкофонда", заменив их на слова
"зачисляются на счета городских, районных экофондов" и далее по
тексту.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем
заседании областного Совета народных депутатов.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру
области в письменной форме.
Прокурор
Амурской области,
государственный советник
юстиции 3 класса
С.А.КУЧЕР
|