8 апреля 1999 года Главе Администрации
N 7-09/32-99 Амурской области
Белоногову А.Н.
ПРОТЕСТ
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
N 130 ОТ 16 МАРТА 1999 ГОДА (В ЧАСТИ)
16 марта 1999 года Вами издано Постановление N 130 "О
чрезвычайной ситуации, сложившейся в Амурской области в связи с
хищениями черных, цветных металлов с целью реализации в качестве
металлолома", которым вводится запрет на операции, связанные с
приобретением, переработкой и реализацией лома черных и цветных
металлов всем юридическим, физическим лицам, филиалам, приемным
пунктам, а также приостанавливается действие лицензий. В то же
время, статья 2 постановления разрешает такую деятельность трем
предприятиям. Статьи 7, 9 постановления запрещают владельцам
транспортных средств оказывать транспортные услуги по перевозке
лома, таможенным органам запрещается оформление таможенных
документов при отсутствии специального разрешения. На органы
милиции возложена обязанность по изъятию собранного, принятого и
транспортируемого лома (ст. 11, 12), выручка от реализации
которого распределяется на расчетные счета органов милиции и
муниципальных образований.
Данное постановление является незаконным, поскольку
противоречит требованиям Конституции РФ и федеральному
законодательству.
Согласно ст. 8, 34 Конституции РФ в РФ гарантируется свобода
экономической деятельности, каждый имеет право на свободное
использование своих способностей и имущества для
предпринимательской деятельности, не допускается экономическая
деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы
человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным
законом.
Ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
деятельности" предусматривает, что заготовка, переработка и
реализация лома цветных и черных металлов подлежат лицензированию.
Согласно ст. 13 данного Закона приостановление действия лицензии
возможно при выявлении лицензирующими органами, государственными и
контрольными органами, иными органами государственной власти в
пределах компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований
и условий.
Следовательно, Глава Администрации области не наделен
полномочиями по запрещению операций, связанных с ломом черных и
цветных металлов и приостановлением действий лицензий юридическим
и физическим лицам, филиалам и приемным пунктам.
Постановлением в порядке исключения разрешается деятельность по
переработке лома ЗАО "Амурвтормет" (без экспорта); ООО "Благмет"
(без экспорта); ООО "Амур - Камаз - Сервис" (экспорт в КНР), что
порождает монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" органам власти
и управления запрещается принимать акты и совершать действия,
ограничивающие самостоятельность хозяйственных субъектов, и
устанавливать запреты на продажу товаров из одного региона в
другой. Такой подход к проблеме не способен остановить хищения с
предприятий области, так как то же ЗАО "Амурвтормет" 1 апреля 1998
года, не удостоверившись в законности сдаваемого лома, приняло под
видом лома 10 стволов и 1 башню танка, похищенных с территории
укрепрайона войсковой части.
Статьи 7, 9 постановления запрещают руководителям транспортных
организаций, владельцам транспортных средств оказывать
транспортные услуги по перевозке лома металлов, таможенным органам
запрещается оформление таможенных документов при отсутствии
специального разрешения.
Данный запрет противоречит требованиям ст.8,34 Конституции РФ,
которые гарантируют свободу экономической и предпринимательской
деятельности, и Гражданскому кодексу РФ в части распоряжения
имуществом, определения предмета и целей деятельности юридических
и физических лиц.
Постановлением, ст.11,12, возлагается на сотрудников милиции
изъятие собранного, принятого и транспортируемого лома, выручка от
реализации которого зачисляется на расчетные счета милиции и
муниципальных образований.
Это противоречит требованиям ст. 12, 13 Федерального закона "О
лицензировании отдельных видов деятельности", который
предусматривает, что надзор за соблюдением лицензионных требований
и условий осуществляется государственными надзорными и
контрольными органами, а также иными органами государственной
власти в пределах их компетенции, при выявлении нарушений они
обязаны сообщить об этом лицензирующему органу, которые либо
приостанавливают действие лицензии, либо обращаются в суд об
аннулировании лицензии.
Имущество граждан в данном случае может быть отчуждено только
по решению суда. Реализуется имущество, отчужденное по решению
суда, специально уполномоченным органом в пользу потерпевшего либо
государства.
Установленный постановлением порядок изъятия и реализации лома,
размер средств и перечень органов, которым должны перечисляться
эти средства, противоречат действующему законодательству, нарушают
права собственников.
Основанием для принятия постановления послужила чрезвычайная
ситуация, сложившаяся в области в связи с хищениями металла с
предприятий области, чем причиняется значительный ущерб экономике
области, создается угроза безопасности населения. Однако
основания, изложенные в постановлении, не соответствуют
Федеральному закону "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 11
ноября 1994 года, а также Постановлению Правительства РФ,
утвердившему Положение "О классификации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" от 13 сентября 1996 года, и
Закону Амурской области "О защите населения и территорий области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного
реагирования на них".
Прокуратура разделяет тревогу администрации области по поводу
хищения металла с объектов народного хозяйства, однако решаться
эти вопросы должны в соответствии с действующим законодательством,
обеспечением сохранности объектов народного хозяйства
собственниками, повышения роли правоохранительных органов по
предупреждению и раскрытию преступлений.
Кроме того, областной Совет народных депутатов вправе в
соответствии со ст. 104 Конституции РФ обратиться в
Государственную Думу с законопроектом об урегулировании
деятельности, связанной с этим вопросом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Закона РФ "О
прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Статьи 1, 2, 7, 9, 11, 12 Постановления Главы Администрации
Амурской области N 130 от 16 марта 1999 года "О чрезвычайной
ситуации, сложившейся в Амурской области в связи с хищениями
черных, цветных металлов с целью реализации в качестве
металлолома" отменить,
Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок
с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста должно быть сообщено
прокурору в письменной форме.
Прокурор
Амурской области,
государственный советник
юстиции 3 класса
С.А.КУЧЕР
__________________________________________________________________
|