5 апреля 1999 года 135-ОЗ
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О КУЛЬТУРЕ
(в ред. Закона Амурской области
от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
25 февраля 1999 года
Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Основами законодательства Российской
Федерации о культуре, другими законодательными актами Российской
Федерации о культуре и законами Амурской области.
(в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
Настоящий Закон устанавливает основные направления правового
регулирования в сфере культуры, порядок государственной поддержки
организаций культуры и искусства.
Настоящий Закон призван обеспечить конституционное право
граждан на культурную деятельность и свободный доступ к ценностям
культуры и искусства, а также сохранение национальной самобытности
народов.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи настоящего Закона
Задачами настоящего Закона являются:
обеспечение и защита конституционного права граждан на
культурную деятельность;
создание на территории области правовых гарантий для свободной
культурной деятельности объединений граждан, этнических групп;
определение принципов и правовых норм отношений субъектов
культурной деятельности;
определение принципов, основных направлений государственной
политики в сфере культуры на территории области, правовых норм
государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства
органов государственной власти, органов местного самоуправления в
творческие процессы.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на:
органы государственной власти и местного самоуправления
области;
некоммерческие организации культуры и искусства;
профессиональные театры, филармонии, самостоятельные творческие
исполнительские коллективы, концертные залы, организации
кинематографии, творческие центры и другие организации
исполнительских искусств, основная деятельность которых направлена
на публичный показ спектаклей, концертов, кино, цирковых,
эстрадных и других представлений и (или) их организацию и
подготовку:
библиотеки, музеи, выставочные залы, парки культуры и отдыха,
учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально-
культурные и другие специализированные комплексы и объединения),
центры народного творчества, учебные заведения и другие
организации, основная деятельность которых носит просветительный,
культурно-досуговый и (или) научно-методический и информационный
характер;
общественные организации, фонды (благотворительные фонды),
действующие в сфере культуры, творческие союзы и иные организации,
основная деятельность которых направлена на сохранение, создание,
распространение и освоение культурных ценностей, предоставление
культурных благ населению.
2. Утратил силу. - Закон Амурской области от 14.03.2005 N 449-
ОЗ.
Статья 3. Задачи органов государственной власти и местного
самоуправления области
1. Органы государственной власти и местного самоуправления
области:
реализуют принцип доступности для граждан культурных ценностей
и благ, имеющихся в областных и муниципальных организациях
культуры;
способствуют, в том числе через налоговую и ценовую политику,
приобщению граждан к творчеству и культурному развитию, занятию
любительским искусством и ремеслами;
стимулируют посредством налоговых льгот, кредитов, другими
способами создание и деятельность государственных и
негосударственных, в том числе частных, организаций культуры;
осуществляют бюджетное финансирование государственных
организаций культуры и при необходимости могут принимать в
установленном порядке долевое участие в финансировании
негосударственных организаций культуры;
способствуют развитию благотворительности, меценатства в сфере
культуры.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления
области покровительствуют юным талантам, творческой молодежи,
начинающим коллективам, не посягая на творческую независимость.
3. Органы государственной власти и местного самоуправления
области в пределах своей компетенции ответственны за выявление,
учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры
в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
4. Органы государственной власти и местного самоуправления
области обладают приоритетным правом приобретения культурных
ценностей, находящихся в частной собственности.
5. Органы государственной власти и местного самоуправления
области обеспечивают целостность, сохранность, функционирование
библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и других
аналогичных фондов.
Статья 4. Формы государственной поддержки организаций культуры
Настоящим Законом предусматриваются следующие формы
государственной поддержки организаций культуры:
1) законодательные и другие нормативные правовые акты, прямо
или косвенно касающиеся вопросов защиты и развития культурной
деятельности;
2) государственное бюджетное финансирование в соответствии с
объемами, утверждаемыми законодательным органом государственной
власти области, по следующим направлениям:
нормативное финансирование текущей деятельности государственных
учреждений культуры, организаций кинематографии;
осуществление социально-творческих заказов (постановка
юбилейных спектаклей, праздничных концертных программ, проведение
(фестивалей, конкурсов, гастролей творческих российских и
зарубежных коллективов, художественных выставок, поддержка молодых
дарований, творческих союзов, защищенных конкурсных творческих
проектов и т.п);
частичное, разовое финансирование деятельности муниципальных, а
также некоммерческих организаций культуры;
мероприятия, связанные с пропагандой самобытного искусства
населения области;
мероприятия по развитию материальною-технической и
информационной базы, научно-методических и технических разработок;
мероприятия по повышению оплаты труда, установлению
дополнительных денежных поощрений, компенсационных выплат,
пособий, иных социальных гарантий работникам организаций культуры;
3) льготное налоговое, кредитное и иное финансовое
регулирование, устанавливаемое в соответствии с законодательством
Российской Федерации и области.
ГЛАВА II. ПРАВА И СВОБОДЫ НАРОДОВ, ЭТНИЧЕСКИХ
ОБЩНОСТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА
ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ, В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Статья 5. Права граждан на культурную деятельность
1. На территории области культурная деятельность является
неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального
и социального происхождения, языка, пола, политических,
религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного
положения, профессии и других обстоятельств.
2. Каждый человек имеет право на:
все виды творческой деятельности в соответствии со своими
интересами и способностями;
свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей;
сохранение и развитие своей национально-культурной
самобытности;
приобщение к культурным ценностям;
доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным
фондам, иным собраниям во всех сферах культурной деятельности;
гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и
способов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Граждане Российской Федерации на территории области имеют
право:
создавать организации, учреждения, предприятия по производству,
тиражированию и распространению культурных ценностей, благ,
создавать посреднические предприятия в сфере культурной
деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской
Федерации;
создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные
культурные объединения в порядке, определяемом законодательством
Российской Федерации;
вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм
публичного представления, а также с целью продажи результаты своей
творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством
Российской Федерации.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные
права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной
деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных
граждан и лиц без гражданства устанавливаются законодательством
Российской Федерации.
Статья 6. Права на культурно - национальную автономию
1. Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих
национально-государственных образований или не имеющим
государственности, гарантируется право на культурно-национальную
автономию в целях сохранения и развития своей культурно-
национальной самобытности.
Культурно-национальная автономия означает право этнических
общностей на свободную реализацию своей исторически сложившейся
культурной самобытности, национального самосознания, языка,
традиций и обычаев посредством создания на основе волеизъявления
этих групп культурно-национальных обществ, центров, землячеств.
2. Национальные культурные центры, национальные общества и
землячества в целях сохранения и развития своей самобытной
культуры вправе:
разрабатывать и представлять в органы государственной власти и
местного самоуправления области предложения о сохранении и
реализации национальной культуры;
сохранять и развивать свою самобытную культуру, родной язык;
создавать общественные объединения, культурные центры, фонды
развития и финансовой помощи этническим общностям;
создавать в соответствии с законодательством и финансовыми
возможностями учебные группы из лиц, принадлежащих к этническим
общностям, для обучения традиционному хозяйствованию и промыслам;
получать и распространять информацию на родных языках;
проводить фестивали, выставки, национальные праздники, другие
мероприятия;
содействовать организации национального краеведения, охране
национальных исторических и культурных памятников, созданию
этнографических музеев;
соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не
противоречащие федеральному законодательству, содержать и охранять
культовые места;
создавать национальные клубы, студии, коллективы искусства,
организовывать библиотеки, кружки;
устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных
народов, проживающих на территориях других субъектов Российской
Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.
3. Реализация одними этническими общностями права на культурно-
национальную автономию не должна наносить ущерб другим этническим
общностям.
ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ
Статья 7. Полномочия органов государственной власти области в
сфере культуры
1. Областной Совет народных депутатов:
принимает законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие
культурную политику на территории области;
контролирует исполнение законов области в сфере культуры;
законодательно регулирует порядок охраны и использования
объектов культурного достояния;
по представлению или при наличии заключения Администрации
области создает фонды развития культуры, утверждает объемы
средств, направляемых на финансирование культуры, в бюджете
области;
включает в Государственный список памятников культуры области
объекты, имеющие историческую, научную и культурную ценность;
осуществляет иные полномочия в сфере культуры в соответствии с
федеральным и областным законодательством.
2. Администрация области:
(пункт 2 в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
организует исполнение законодательства области о культуре;
разрабатывает областные программы развития культуры;
разрабатывает нормативы финансирования государственных
областных организаций культуры;
создает, реорганизует, ликвидирует государственные областные
организации культуры в соответствии с федеральными законами и
законами области;
поддерживает государственные учреждения культуры и искусства
(за исключением федеральных государственных учреждений культуры и
искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской
Федерации);
участвует в формировании и реализации федеральных программ,
направленных на поддержку культуры, сохранение историко-
культурного наследия;
осуществляет охрану и сохранение объектов культурного наследия
областного значения;
осуществляет и развивает формы культурного сотрудничества с
другими субъектами Российской Федерации, развивает международные
связи;
организует библиотечное обслуживание населения государственными
областными библиотеками;
создает и поддерживает государственные музеи (за исключением
федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых
утверждается Правительством Российской Федерации);
осуществляет поддержку народных художественных промыслов (за
исключением организаций народных художественных промыслов,
перечень которых утверждается Правительством Российской
Федерации);
осуществляет поддержку региональных и местных национально-
культурных автономий, поддержку изучения в образовательных
учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной
направленности;
осуществляет иные полномочия в сфере культуры в соответствии с
федеральным и областным законодательством.
3. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти
области в сфере культуры:
проводит государственную политику в сфере культуры;
осуществляет управление государственными областными
организациями культуры;
разрабатывает областные программы развития культуры и проводит
экспертизу целевых программ по сохранению и развитию культуры на
территории области;
ежегодно в установленном порядке доводит до организаций
культуры данные о размерах ассигнований и лимитах централизованных
капитальных вложений, выделяемых за счет средств областного
бюджета;
координирует свою деятельность с органами местного
самоуправления области в сфере культуры;
осуществляет деятельность по проведению проектных работ,
связанных с охраной объектов культурного наследия (памятники
истории и культуры);
абзац утратил силу. - Закон Амурской области от 14.03.2005 N
449-ОЗ.
создает образовательные учреждения, осуществляющие подготовку и
переподготовку кадров, в том числе и гидов - экскурсоводов
(образование, повышение квалификации), а также выдачу документов
на право занятия деятельностью гида - экскурсовода, и управляет
этими учреждениями;
координирует деятельность государственных, муниципальных и
частных организаций культуры;
выявляет на территории области объекты, имеющие историческую,
культурную и научную ценность;
может выступать учредителем предприятий, организаций в
соответствии с федеральным и областным законодательством;
представляет к присвоению званий "Народный артист Российской
Федерации", "Заслуженный артист Российской Федерации",
"Заслуженный деятель искусств Российской Федерации", "Заслуженный
работник культуры Российской Федерации" и других званий и наград;
осуществляет иные полномочия в сфере культуры в соответствии с
федеральным и областным законодательством.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления поселений
и городских округов
(статья 8 в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и
городских округов в сфере культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения (за
исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора);
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей
услугами организаций культуры;
охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) местного (муниципального) значения,
расположенных в границах соответствующего муниципального
образования.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов в сфере культуры относится организация
библиотечного обслуживания (обеспечение услугами библиотечного
коллектора).
3. Распределение полномочий в сфере культуры между городским
округом, муниципальным районом и поселением определяется
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
ГЛАВА IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
Статья 9. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации
организаций культуры
(статья 9 в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций
культуры определяются законодательством Российской Федерации.
Учредителями организаций культуры в соответствии с
законодательством Российской Федерации в пределах своей
компетенции могут выступать органы государственной власти, органы
местного самоуправления, а также иные юридические и физические
лица.
Статья 10. Утратила силу. - Закон Амурской области от
14.03.2005 N 449-ОЗ.
Статья 11. Приватизация в сфере культуры
(статья 11 в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
1. Культурное наследие народов Российской Федерации, в том
числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и
муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в
ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности
и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где
они расположены, не подлежит приватизации.
2. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке,
устанавливаемом законодательством Российской Федерации, и при
условии:
сохранения культурной деятельности в качестве основного вида
деятельности;
сохранения профильных услуг;
организации обслуживания льготных категорий населения;
обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных
гарантий работникам (на срок до одного года).
Статья 12. Утратила силу. - Закон Амурской области от
14.03.2005 N 449-ОЗ.
Статья 13. Финансирование культуры и культурной деятельности
(статья 13 в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
Источниками финансирования государственных организаций культуры
являются средства областного бюджета и дополнительные источники,
не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств
учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и
иных доходов и поступлений, разрешенных законодательством
Российской Федерации.
Право организаций на получение безвозмездных пожертвований
(даров, субсидий) от отечественных и зарубежных юридических и
физических лиц, международных организаций не ограничивается.
Использование финансовых средств осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации и уставом организации
культуры.
Статья 14. Утратила силу. - Закон Амурской области от
14.03.2005 N 449-ОЗ.
Статья 15. Предпринимательская деятельность государственных и
муниципальных организаций культуры
(статья 15 в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
Государственные и муниципальные организации культуры вправе
вести предпринимательскую деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Утратила силу. - Закон Амурской области от
14.03.2005 N 449-ОЗ.
Статья 17. Цены и ценообразование в области культуры
1. Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на
билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.
(в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
2. При организации платных мероприятий государственные
организации культуры могут устанавливать льготы для детей
дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих,
проходящих военную службу по призыву.
Порядок установления льгот для государственных организаций
культуры определяется Администрацией области.
(пункт 2 в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
Порядок предоставления льгот для данных категорий населения
устанавливается нормативными правовыми актами областного Совета
народных депутатов.
Статья 18. Утратила силу. - Закон Амурской области от
14.03.2005 N 449-ОЗ.
Статья 19. Взаимоотношения организаций культуры с организациями
иных областей деятельности
1. Организации культуры обладают исключительным правом
использования собственной символики (официальное и другие
наименования, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а
также могут разрешить такое использование другим юридическим и
физическим лицам на договорной основе.
Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и
реализовывать продукцию (в том числе и рекламную) с изображением
(воспроизведением) объектов культуры и культурного наследия только
с разрешения владельца, а в отношении памятников истории и
культуры, находящихся в государственной собственности, - также и
государственного органа охраны памятников.
Плата за использование изображений устанавливается на основе
договора с владельцем. При использовании изображений без
разрешения применяются нормы законодательства Российской
Федерации.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность в сфере туризма, имеют право на
проведение экскурсий на объектах культуры только на основе
договоров с органами местного самоуправления области и специальным
уполномоченным органом по охране и использованию памятников
истории и культуры.
3. Предприятия, учреждения, организации (кроме бюджетных),
использующие памятники истории и культуры, отчисляют на
специальные счета государственных органов по учету, использованию
и реставрации памятников фиксированные платежи, устанавливаемые в
порядке, определенном законодательством Российской Федерации и
области.
4. Утратил силу. - Закон Амурской области от 14.03.2005 N 449-
ОЗ.
5. Передача здания, в котором размещена организация культуры,
другим предприятиям, учреждениям и организациям осуществляется по
решению органов государственной власти и местного самоуправления
области при согласовании с уполномоченным исполнительным органом
государственной власти области в сфере культуры и с
предоставлением взамен равноценного помещения.
Статья 20. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры
1. Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую
деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную,
произведениями искусства, изделиями народных художественных
промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Организации культуры (за исключением бюджетных учреждений)
могут пользоваться кредитами отечественных и зарубежных банков,
продавать и приобретать валюту в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
3. Культурные ценности, хранящиеся в государственных и
муниципальных музеях, библиотеках, архивах и других организациях
культуры, не могут быть использованы в качестве кредита, сданы под
залог или проданы частному лицу.
ГЛАВА V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В
ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 21. Международная деятельность
1. Органы государственной власти области, организации культуры,
граждане, занимающиеся культурной деятельностью, осуществляют
международное сотрудничество в соответствии с федеральным и
областным законодательством, международными договорами Российской
Федерации и области.
2. Органы государственной власти области содействуют расширению
круга субъектов международных культурных связей, поощряют
самостоятельное прямое участие в культурных обменах частных лиц,
организаций, учреждений и предприятий культуры.
3. К числу приоритетных направлений международного
сотрудничества в области культуры относятся:
совместное производство культурных ценностей;
реставрация памятников истории и культуры;
подготовка и стажировка кадров работников культуры;
создание и внедрение новых технологий, технических средств,
оборудования для культурной деятельности;
обмен методиками, учебными программами и пособиями;
творческие обмены, гастроли коллективов, отдельных деятелей
культуры и искусства;
проведение коммерческих гастролей, выставок;
совместная издательская деятельность.
4. На территории области могут создаваться филиалы и другие
структуры всероссийских и международных культурных фондов и
организаций.
Любое юридическое или физическое лицо имеет право вступления во
всероссийские и международные организации культуры в соответствии
с порядком, определенным их уставами. Организации культуры имеют
право вовлечения в свои ряды иностранных членов, а также
самостоятельно распоряжаться целевыми поступлениями от иностранных
государств, международных организаций и частных лиц.
5. Органы государственной власти области содействуют развитию
культуры за рубежом, поддерживая связь с соотечественниками и их
потомками, организуя культурные центры, сотрудничая с
землячествами, проводя совместные культурные мероприятия.
ГЛАВА VI. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 22. Система оплаты труда работников государственных
организаций культуры
(статья 22 в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
Система оплаты труда работников и специалистов государственных
организаций культуры устанавливается в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами области.
Статья 23. Социальная защита работников государственных
организаций культуры
(статья 23 в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
1. В целях содействия развитию культуры, поддержки социальных и
профессиональных прав и интересов работники государственных
организаций культуры имеют право объединяться в профессиональные
организации.
2. Творческие союзы, ассоциации, профсоюзные и другие
общественные организации в целях социальной поддержки творческих
работников могут создавать службы содействия трудоустройству и
специальные фонды для оказания социальной поддержки указанной
категории граждан.
3. Меры социальной поддержки работников государственных
организаций культуры осуществляются в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами области.
4. Пенсионное обеспечение работников организаций культуры
производится в соответствии с законодательством Российской
Федерации о пенсионном обеспечении.
ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства о
культуре
(статья 24 в ред. Закона Амурской области от 14.03.2005 N 449-ОЗ)
Ответственность за нарушение законодательства о культуре
устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава Администрации
Амурской области
А.Н.БЕЛОНОГОВ
г. Благовещенск
5 апреля 1999 года
N 135-ОЗ
|