ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 1998 г. N 329
ОБ УЧАСТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ОБЛАСТИ В РАБОТЕ ПО
ПРИВЕДЕНИЮ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ И
РЕФЕРЕНДУМАХ В СООТВЕТСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА
УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РФ"
Заслушав информацию заместителя председателя избирательной
комиссии области Бондарь Л.Н. по данному вопросу, избирательная
комиссия Амурской области постановляет:
1. Принять информацию к сведению (письменная информация
прилагается).
2. Избирательной комиссии области продолжить работу по
приведению областного законодательства о выборах и референдумах в
соответствие с Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ",
максимально используя в пределах предоставленных полномочий право
законодательной инициативы, привлечения к этой работе депутатов,
органов прокуратуры и юстиции, политических общественных
объединений.
Председатель
избирательной комиссии
Амурской области
В.А.ГЕЕВСКИЙ
Секретарь
избирательной комиссии
Амурской области
В.Д.ЛЕБЕДЕВ
Приложение
к постановлению
избирательной комиссии
Амурской области
от 26 ноября 1998 г. N 329
СПРАВКА
ПО ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В РАБОТЕ ПО ПРИВЕДЕНИЮ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ
И РЕФЕРЕНДУМАХ В СООТВЕТСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА
УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Законодательство области о выборах и референдумах представляет
систему законов, которые регулируют общественные отношения,
возникающие в ходе реализации гражданами Российской Федерации
конституционного права избирать и быть избранными в органы
государственной власти и в выборные органы местного самоуправления
области, участвовать в местном референдуме.
По срокам формирования систему областного законодательства о
выборах и референдумах можно разделить на три группы.
В первую группу входят законы, принятые в 1995 - 1996 гг., это:
- О выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления и выборных должностных лицах местного
самоуправления Амурской области (от 23 октября 1995 г. N 34-ОЗ);
- О выборах Главы Администрации Амурской области (от 29 декабря
1995 г. N 41-ОЗ);
- О местном референдуме в Амурской области (от 26 марта 1996 г.
N 71-ОЗ);
- О выборах депутатов Амурского областного Совета народных
депутатов (от 31 мая 1996 г. N 92-ОЗ).
На основе Закона "О выборах депутатов представительных органов
местного самоуправления и выборных должностных лиц местного
самоуправления Амурской области" проведены в марте 1996 года
повсеместно выборы депутатов, а в 1996 - 1997 годах - выборы глав
муниципальных образований.
По Закону "О выборах Главы Администрации Амурской области" в
сентябре 1996 года проведены выборы Главы Администрации области.
Решением Амурского областного суда от 28 ноября 1996 года
выборы Главы Администрации области, прошедшие 22 сентября 1996
года, были признаны недействительными.
В решении суда, наряду с другими имеющимися недостатками,
отмечалось, что в законе о выборах Главы имеются многочисленные
пробелы в части регламентации порядка избирательных прав граждан
при осуществлении избирательных действий, неточности в
формулировках отдельных положений.
Учитывая это, избирательная комиссия уже в ходе судебного
процесса, а затем после его завершения, внесла изменения и
дополнения (практически переработав заново) Законы "О выборах
Главы Администрации Амурской области" и "О выборах депутатов
Амурского областного Совета народных депутатов".
Предложения комиссии были приняты областным Советом народных
депутатов 20 декабря 1996 года, и 30 декабря 1996 года Главой
Администрации области подписаны законы:
- О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "О
выборах Главы Администрации Амурской области" (N 126-ОЗ);
- О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "О
выборах депутатов Амурского областного Совета народных депутатов"
(N 127-ОЗ).
Были внесены изменения и в Закон "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления Амурской области".
В июне 1997 года комиссия вошла с ходатайством в облсовет о
внесении дополнения в Закон "Об избирательных комиссиях в области"
в части наделения избирательной комиссии Амурской области правом
законодательной инициативы в области законодательства о выборах и
референдумах.
Закон Амурской области "О внесении изменений в Закон Амурской
области "Об избирательных комиссиях в области" (N 14-ОЗ от 30 июня
1997 года) гласит:
"Статью 19 перед последним подпунктом дополнить новым
подпунктом и изложить в следующей редакции:
"обладает правом законодательной инициативы в области
законодательства о выборах и референдумах".
Вышеназванные Законы составляют по срокам вторую группу.
В связи с принятием 19 сентября 1997 года Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" возникла необходимость
приведения всех законодательств субъектов в соответствие с ним.
Начался третий этап работы над законами.
Избирательная комиссия сочла необходимым в первую очередь
внести изменения в Устав (Основной закон) области,
предусматривающие повышение роли и значения системы избирательных
комиссий в обеспечении проведения выборов и референдумов и
наделение избирательной комиссии области, возглавляющей эту
систему, правом законодательной инициативы.
Были подготовлены предложения по изменению, дополнению 28
пунктов Устава области. 20 февраля 1998 года они направлены в
областной Совет народных депутатов для рассмотрения. Комиссия
получила положительные заключения на свои предложения от областной
прокуратуры, от администрации области, однако пока изменения,
дополнения в Устав облсоветом не принимались.
Затем комиссия переработала Закон Амурской области от 26
октября 1995 г. N 36-ОЗ "Об избирательных комиссиях в области".
Учитывая изменения статуса избирательных комиссий субъектов РФ,
закон был назван "Об избирательной комиссии Амурской области".
Закон был рассмотрен в двух чтениях и принят областным Советом 25
июня 1998 года, подписан Главой Администрации области 8 июля 1998
года, опубликован в газете "Амурская правда" и вступил в силу.
На основе имеющегося у комиссии опыта проведения выборов,
знакомства с законодательством других субъектов РФ и в целях
совершенствования избирательного законодательства, единообразия в
подготовке и проведении выборов различного уровня избирательная
комиссия подготовила проект областного закона "Избирательный
кодекс Амурской области".
Разработка проекта проводилась по следующим направлениям:
- уточнение соответствия правовой основы организации и
проведения выборов Главы Администрации Амурской области, депутатов
Амурского областного Совета народных депутатов, депутатов
представительных органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления Амурской области нормам
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
- укрепление демократической основы избирательного процесса,
приближение выполнения ряда избирательных действий непосредственно
к избирателю;
- введение дополнительных избирательных процедур,
обеспечивающих большую степень открытости (прозрачности)
избирательного процесса, выдвижение кандидатов, проведение
предвыборной агитации, подсчет голосов и определение результатов
выборов.
Избирательный кодекс Амурской области объединяет в себе ранее
принятые Законы Амурской области:
- "О выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления
Амурской области";
- "О внесении изменений в Закон Амурской области "О выборах
Главы Администрации Амурской области";
- "О внесении изменений в Закон Амурской области "О выборах
депутатов Амурского областного Совета народных депутатов".
Проект Избирательного кодекса в марте текущего года направлен
депутатам областного Совета народных депутатов, в ряд
территориальных (городских и районных) избирательных комиссий,
прокурору области, органы местного самоуправления.
Полученные предложения были учтены комиссией: отдельные
приняты, отдельные отклонены, как противоречащие федеральному и
областному законодательству.
В июне 1998 года в порядке законодательной инициативы проект
Избирательного кодекса Амурской области комиссией был внесен на
рассмотрение областного Совета народных депутатов.
26 июня т. г. проект Избирательного кодекса Амурской области
был принят в первом чтении.
Избирательная комиссия совместно с постоянной комиссией
областного Совета мандатной, по законодательству, вопросам
местного самоуправления и регламенту продолжала работу над
проектом Кодекса: были изучены замечания, предложения, поступившие
от администрации области, областной прокуратуры, администрации и
территориальной избирательной комиссии города Благовещенска,
администрации и территориальной избирательной комиссии
Завитинского района, администраций Тамбовского и Константиновского
районов, постоянной комиссии облсовета по экономике и
собственности области.
27 августа 1998 года были проведены депутатские слушания по
проекту Избирательного кодекса.
Текст проекта Кодекса был подготовлен к принятию во втором
чтении. Но в связи с принятием Государственной Думой Федерального
Собрания РФ 11 сентября 1998 года повторного Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" в редакции, предложенной
согласительной комиссией, областной Совет народных депутатов 24
сентября 1998 года своим решением поручил комиссии по
законодательству, вопросам местного самоуправления и регламенту
продолжить работу над проектом и внести его на рассмотрения после
вступления в силу федерального закона.
Согласно плану законотворческой работы областного Совета
народных депутатов на октябрь 1998 года планировалось внести на
рассмотрение в первом чтении проект закона "О референдуме в
Амурской области".
Избирательная комиссия взяла на себя инициативу по подготовке
данного проекта. В сентябре 1998 года он был подготовлен и доведен
заранее до депутатов облсовета.
22 октября 1998 года законопроект был внесен на рассмотрение
областного Совета народных депутатов для его принятия в первом
чтении.
По предложению Главы Администрации области проект закона был
отклонен. Причина - желательно соединить его с Избирательным
кодексом, так как для опубликования проектов необходимо много
средств.
Окончательное решение по вопросу должно быть принято совместно
с постоянной комиссией областного Совета мандатной, по
законодательству, вопросам местного самоуправления и регламенту.
Кроме названных законопроектов, комиссия принимала участие в
подготовке законопроектов:
- "О порядке отзыва депутата Амурского областного Совета
народных депутатов" (принят в первом чтении 24 сентября 1998 года
и во втором чтении 20 ноября 1998 года);
- "О порядке отзыва главы муниципального образования (главы
местного самоуправления, администрации) Амурской области" (принят
в первом чтении 22 октября 1998 года).
Комиссия участвовала в подготовке проекта закона Амурской
области "О порядке отзыва Главы Администрации Амурской области",
который планируется внести на первое чтение в декабре 1998 года.
В ноябре 1998 года комиссия вошла в ходатайство в облсовет о
приведении в соответствие с Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ" Закона Амурской области от 2 сентября 1997 г. N 30-ОЗ
"О порядке отзыва избирателями депутатов представительного органа
местного самоуправления" и подготовить предложения о внесении в
него необходимых изменений и дополнений.
Комиссия и дальше будет продолжать работу над приведением
областного законодательства о выборах и референдумах в
соответствие с федеральными законами.
Заместитель председателя
избирательной комиссии
Л.Н.БОНДАРЬ
|