30 сентября 1998 года 118
-------------------------------------------------------------------
ДУМА ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА
РЕШЕНИЕ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. БЛАГОВЕЩЕНСКА ДО 2003 ГОДА
Принято
Думой города Благовещенска
30 сентября 1998 года
Заслушав и обсудив информацию начальника управления образования
администрации города Благовещенска (Залесская В.А.) о внесении
изменений и дополнений в разделы Программы развития общего
образования до 2003 года, городская Дума решила:
1. Утвердить Программу развития общего образования города
Благовещенска до 2003 года в новой редакции.
2. Начальнику управления образования администрации города
Благовещенска (Залесская В.А.) проводить необходимую
организаторскую работу по выполнению Программы развития общего
образования города Благовещенска до 2003 года.
3. Контроль за выполнением решения городской Думы возложить на
председателя постоянной депутатской комиссии по социальной
политике и защите прав жителей города Непомящего М.И.
Глава
городского самоуправления -
Мэр
города Благовещенска
А.М.КОЛЯДИН
г. Благовещенск
30 сентября 1998 года
N 118
Приложение
к решению
Думы города Благовещенска
от 30 сентября 1998 г. N 118
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА
Программа развития общего образования города разработана в
соответствии с постановлением Главы Администрации Амурской области
от 13 мая 1994 г. N 438 и утверждена постановлением администрации
г. Благовещенска N 3395 от 22 декабря 1994 года.
Постановлением Мэра г. Благовещенска от 23 июня 1998 г. N 1723
утверждены Подпрограммы "Одаренные дети", "Педагогические кадры",
"Информатизация образования".
Управлением образования внесены изменения и дополнения в
действующую программу.
Сферой действия программы являются стабилизация и дальнейшая
модернизация образования города. Программа составлена в
соответствии с Законом РФ "Об образовании", федеральной и
региональной программами развития, нормативно-правовыми актами.
Программа является организационно-управленческим документом,
направленным на практическое использование.
Ее содержание определяется общими принципами в сфере
образования, закрепленными законодательством и данными
объективного анализа.
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. БЛАГОВЕЩЕНСКА
Система муниципального образования включает 78 учреждений,
новые типы образовательных учреждений повышенного уровня -
гимназию N 1, прогимназию, 24 общеобразовательные, 3 школы -
интерната, 2 ШРМ, 35 ДОУ, в т. ч. 8 специализированных, 12 УДО.
Альтернативное образование представлено 2 лицеями АмГУ и БГПУ,
частной школой N 2.
Школьным образованием охвачены 29002 учащихся, вечерним сменным
- 733, дошкольным - 8944, дополнительным - 12325.
С целью улучшения условий организации учебно-воспитательного
процесса учащихся 1 ступени обучения перепрофилированы 3 ДОУ NN
17, 34, 42 под начальные школы NN 16, 18, 24. Но сеть ДОУ в городе
не сократилась, т. к. на баланс управления образования за
последние 2 года приняты 7 ведомственных ДОУ.
Переход школ к учебным планам на основе государственного
базисного учебного плана позволил обеспечить вариативность
образования, индивидуальный характер развития школьников. В школах
города работали 117 классов с углубленным изучением предметов, 46
классов компенсирующего обучения. Значительно расширилась за 2
последних учебных года сеть школьных факультативов, с 365 до 526.
Наличие в учебных планах часов для групповой и индивидуальной
работы позволило индивидуализировать учебный процесс - проводить
занятия с одаренными, способными, а также слабоуспевающими детьми.
Такими занятиями были охвачены 6189 школьников. Введены 26 новых
предметов и спецкурсов.
В результате целенаправленной работы школ по учебным планам на
основе Базисного учебного плана качество знаний учащихся
повысилось на 1% и составило 40,7%. Снизилось число учащихся,
оставленных на повторный год обучения, процент успеваемости
составил 99,5%.
Наиболее высокого качества знаний учащихся добились гимназия N
1 (49,6%), СПОШ N 5 (49,3%), СПОШ N 21 (46,6%), СПОШ N 11 (44%),
СПОШ N 14 (43,8%).
Эти школы на протяжении последних трех лет лидируют среди
других школ города.
Педагогические коллективы школ NN 2, 4, 9, 12, 15, 23, 31, НШ N
20 значительно повысили качество знаний учащихся.
Увеличилось число выпускников, награжденных золотыми и
серебряными медалями. В 1997 - 1998 учебном году - 127 (1996 -
1997 учебный год - 121, 1995 - 1996 учебный год - 82).
Анализ итогов работы общеобразовательных учреждений
свидетельствует о росте качества знаний, умений и навыков
выпускников специализированных школ и классов на 2,3%: 84%
выпускников специализированных классов поступили в 1997 году в
высшие учебные заведения, 4,3% - в средние специальные учебные
заведения.
В 1998 году исполнилось 3 года городскому научному обществу
"Эрудит". В 1996 году первый выпуск составил 40 учащихся, в 1997
году 102 члена НОУ получили удостоверения и поступили в вузы
города. В 1997 - 1998 учебном году открыты 2 новые секции
журналистики, психологии. В 1998 - 1999 учебном году 156 учащихся
продолжат обучение в НОУ "Эрудит".
На базе БГПУ работали 5 секций (литературы, психологии,
математики, информатики, экологии), на базе АмГУ - 2 (математики,
журналистики), на базе АГМА - 2 группы медиков. Движению юных
исследователей оказывают интеллектуальную поддержку высшие учебные
заведения города. К работе в секциях привлечены опытные педагоги,
такие как Урманов Александр Васильевич - кандидат филологических
наук, доцент БГПУ, Алутина Елена Федоровна - кандидат физико-
математических наук, Вовк Галина Александровна - доцент БГПУ,
Целуйко Сергей Семенович - профессор АГМА.
На основании Постановления Мэра N 498 от 27 февраля 1998 года
"Об установлении стипендии членам НОУ г. Благовещенска" 52 ученика
НОУ получили стипендию по итогам защиты рефератов по научно-
исследовательской работе. Каждая стипендия составила 8 минимальных
окладов на общую сумму 22 тысячи рублей.
В целях развития и совершенствования системы непрерывного
образования гимназия N 1, СПОШ NN 5, 13 входят в учебный округ
АмГУ. Специализированные школы города (СПОШ NN 11, 12, 16, 23) на
основании договоров сотрудничают с высшими учебными заведениями -
АмГУ, БГПУ, медицинской академией, ДальГАУ, - средними
профессиональными учебными заведениями. Особое место в программах
развития (СПОШ NN 5, 22, 25) отводится экспериментальной работе. В
течение 2 лет СПОШ N 5 работает над проблемой "Педагогическая
система Л.В.Занкова: обучение и развитие. Формирование системы
развивающего обучения" (научный руководитель Казакова А.Г., ИППК).
В школе создаются условия для реализации личностно-
ориентированного образования, каждому учащемуся предоставлена
возможность раскрыть свои творческие способности. В течение года
работала творческая группа по проблеме "Педагогическое руководство
самообразованием, саморазвитием учащихся" (руководитель Лапицкий
О.И., ИППК). Проведены 5 семинаров для учителей города и области.
На базе СПОШ N 25 успешно работает экспериментальная площадка
по теме "Организация внутришкольной методической работы как
средство развития психолого-педагогической компетентности учителя"
(научный руководитель Калита В.С., ИППК).
Проведены консультации, тренинги, семинары, заседания МО,
обеспечивающие рост психолого-педагогической компетентности
учителей.
Анализ работы показал удовлетворенность большинства педагогов,
учащихся, родителей микроклиматом в школе, в классе, характером
взаимоотношений.
Переход на дифференцированное обучение потребовал более
внимательного изучения здоровья детей. Анализ деятельности
показал, что недостаточно формируется понятие "сущность здорового
образа жизни". Возникла необходимость разработки научно
обоснованных планов, программ образовательного процесса на
валеологической основе. На базе СПОШ N 22 в течение года работала
экспериментальная площадка "Создание системы валеологического
просвещения" (научный руководитель Дмитриева Л.Е., ИППК).
Проводились семинары, практикумы, создан методический фонд в
помощь учителю, классному руководителю.
Лауреатами Всероссийского конкурса "Школа года-98" стали СПОШ
NN 5, 11, 14, 16, 18, 27, "Детский сад года-98" - ДОУ NN 12, 19,
27, 64, 68.
В ДОУ наряду с Типовой программой воспитания и обучения
используются Программы "Развитие", "Радуга", "Здоровье";
разработаны сквозные программы по экологии - ДОУ N 47 - СПОШ N 6,
математике и конструированию - ДОУ N 36 - СПОШ N 27, музыкальному
образованию - ДОУ N 27 - СПОШ N 9.
Характерной особенностью УДО является создание на их базе
структур инновационного вида. Учитывая изменения функций
дополнительного образования, многие учреждения осуществляют
начальную профессиональную подготовку детей.
С целями развития познавательного интереса детей, расширения
информированности в различных образовательных областях в УДО
созданы школы развития, научные общества, творческие коллективы.
Положительные результаты работы по обучению и воспитанию
школьников достигнуты благодаря высокому профессионализму
учительства города.
В учреждениях образования города работает 2871 педагог. Из них
68,8% имеют категории высшую - 137, первую - 574, вторую - 1196
педагогов.
Имеют звание "Заслуженный учитель РФ" 22 педагога, 207 -
"Отличник народного просвещения", 1 педагог имеет звание
"Заслуженный деятель культуры РФ".
Повысилась активность руководителей и педагогов в участии во
Всероссийских конкурсах: получили звание "Директор года" директора
гимназии N 1 Матвеева Н.А., СПОШ N 5 Кажанов С.А., СПОШ N 11
Веденеева Л.А., СПОШ N 16 Коваль Г.И., СПОШ N 25 Калита Т.П.
"Заведующий ДОУ года" - ДОУ N 60 (Леншина Н.В.).
Получили звание "Заслуженный педагог" Калита Т.П. - директор
СПОШ N 25 и Леншина Н.В. - заведующая ДОУ N 60, звание
"Соросовский учитель" - 13 педагогов из гимназии N 1, СПОШ NN 5,
12, 16, 25, 26.
Управлением образования и администрацией образовательных
учреждений серьезное внимание уделяется информатизации
образовательного процесса. Оснащенность современной компьютерной
техникой составляет 128 единиц.
К началу учебного года планируется создать городской центр
информатизации на базе УПК N 1, открыть 6 пилотных классов.
В июне 1998 года руководители школ прошли обучение по
использованию компьютерных технологий в управленческой
деятельности.
Важным направлением в работе муниципального образования
является защита прав и интересов несовершеннолетних, нуждающихся в
помощи государства.
В целях поддержки семей, воспитывающих опекаемых детей,
производится первоочередная выплата денежных средств на их
содержание. Значительно возросло число опекунов, получающих
денежные пособия. На эти цели за 1997 год выплачены 2359,2 тыс.
рублей.
В школах города 5 тысяч детей из малообеспеченных и многодетных
семей получают бесплатное горячее питание. За 1997 год расходы на
эти цели составили 1426,7 тыс. рублей. Дети из многодетных семей
пользуются бесплатным проездом в общественном транспорте. Для
детей из социально незащищенных семей введена льгота по оплате за
детский сад. Всего пользуются льготой 824 ребенка. Сумма льгот за
1997 год составила 778 тыс. 848 рублей.
Несмотря на трудности бюджетного финансирования администрация
города, управление образования, руководители школ решают вопросы
функционирования и развития учреждений образования. Проведен
капитальный ремонт 13 школ (СПОШ NN 2, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 19,
21, 25, 27, 31) на сумму 4,2 млн. рублей. Проведена подготовка
инженерных сетей - 2,3 млн. рублей.
Ежегодно в каждом учреждении собственными силами за счет
привлеченных средств проводится текущий ремонт.
Город Благовещенск в смотре - конкурсе на лучшую подготовку
учреждений образования к новому 1997 - 1998 учебному году занял
призовое место.
За 1997 год учреждениями образования привлечены дополнительные
средства - 6.529 млн. рублей, что по сравнению с 1996 годом в 2
раза больше (1996 год - 3.242 млн. рублей). Это -
предпринимательская деятельность учреждений, добровольная
финансовая помощь родителей, оказание дополнительных платных
образовательных услуг.
Вместе с тем имеются проблемы:
- расходы на образование не превышают 60 - 65% от потребностей
отрасли. Продолжается сокращение средств на материально-
техническое обеспечение образовательных учреждений. Растет число
требующих капитального ремонта зданий и сооружений;
- комплектование оборудованием проводится только при вводе
объектов в эксплуатацию. В школах недостаточная обеспеченность
торгово-технологическим оборудованием, мебелью, в ДОУ - банно-
прачечным оборудованием;
- за последние годы не введена в строй ни одна школа.
Перегруженность школ в соответствии с проектной мощностью
составляет 41%, в т. ч. в микрорайоне - 67%, в старой части города
- 54%. Для решения вопроса необходимо завершить строительство
школы в 407 квартале и продолжить строительство в 303 квартале;
- из-за низкой заработной платы, отсутствия социальных льгот
наблюдается отток молодых специалистов. В школах города сегодня
трудятся 202 учителя пенсионного возраста, что составляет почти
12%, и 9% - предпенсионного (в области этот уровень - 7,6%, в
России - 9,3%), а молодых специалистов - только 9%;
- воспитательная работа осложнена процессами, которые идут в
обществе, - все более активным распадом семьи, криминализацией
жизни. Увеличилось число разводов, детей безработных родителей, а
это ведет к усилению безнадзорности, бродяжничеству;
- отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья школьников.
Во многих семьях отсутствуют возможности оздоравливать детей,
организовать им полноценный отдых;
- в связи с неполным финансированием не выполняются
утвержденные нормы питания в ДОУ.
Исходя из проблем определены задачи деятельности управления
образования и подведомственных учреждений.
II. ЗАДАЧИ
- продолжить работу по сохранению и укреплению учебно-
материальной базы, информатизации и компьютеризации рабочих мест
управления образования и образовательных учреждений;
- повысить компетентность контрольной деятельности за счет
усиления ее общегосударственного характера и включения новых
механизмов контроля (аттестации, аккредитации, образовательных
стандартов, экспертизы и других);
- отработать объективные критерии и технологии оценки уровня
подготовки учащихся, а также механизмов, обеспечивающих повышение
эффективности учебного и воспитательного процессов;
- продолжить разработку концепции воспитательной работы,
ориентированную на общечеловеческие ценности, целевые комплексные
программы по воспитанию учащихся с учетом преемственности,
возраста, индивидуальных способностей и интересов;
- внедрить педагогическую диагностику на основе информационно-
аналитической деятельности в практику работы учителей,
воспитателей, руководителей и методистов с целью рассмотрения всех
явлений школьной жизни через призму педагогического анализа их
причин;
- создать организационно-экономические механизмы,
обеспечивающие заинтересованность образовательных учреждений и
педагогов в освоении инноваций;
- оказывать образовательным учреждениям разнообразные
профессиональные услуги: разработческие, консультативные,
экспертные, научно-методические, информационные и другие;
- способствовать мотивации на педагогическую деятельность
выпускников общеобразовательных школ, закреплению молодых
специалистов, совершенствовать контроль за повышением квалификации
педагогов;
- повысить роль аттестации педагогических кадров как одного из
источников повышения качества обучения и воспитания учащихся;
- совершенствовать диагностическую и профилактическую работу по
раннему выявлению и коррекции отклонений в развитии детей,
продолжить работу по развитию системы их психологической
реабилитации;
- осуществлять социальную и правовую защиту детей, подростков и
работников образования.
III. ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
------T-------------------------------------------------T--------¬
¦N ¦Содержание ¦Сроки ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------------------------+--------+
¦1. ¦Стимулировать развитие инновационных ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений - гимназий, лицеев, ¦ ¦
¦ ¦специализированных школ; содействовать развитию ¦ ¦
¦ ¦негосударственных образовательных учреждений: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- осуществить перевод школы - гимназии N 1 на ¦1997 ¦
¦ ¦статус "гимназия"; ¦год ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- открыть школу - лицей N 28 художественно - ¦2000 ¦
¦ ¦эстетического направления; ¦год ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- открыть прогимназию на базе ДОУ N 44; ¦1998 ¦
¦ ¦ ¦год ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- осуществить перевод школ N 4 на статус "школа ¦1999 ¦
¦ ¦эстетического профиля", N 25 - школа ¦год ¦
¦ ¦гуманитарного профиля" ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Содействовать формированию в ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательных школах повышенного уровня ¦ ¦
¦ ¦обучения с учетом запросов учащихся и их ¦ ¦
¦ ¦родителей: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- расширить сеть классов с углубленным изучением ¦ ¦
¦ ¦предметов физико-математического, ¦ ¦
¦ ¦естественно-биологического циклов, русского языка¦ ¦
¦ ¦и литературы; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- продолжить взаимодействие с вузами по ¦ ¦
¦ ¦расширению сети профильных классов: ¦ ¦
¦ ¦гуманитарных - СПОШ NN 2, 5, 14, 25; ¦ ¦
¦ ¦технических - гимназия N 1, СПОШ NN 5, 13, 16, ¦ ¦
¦ ¦25; ¦ ¦
¦ ¦юридических - СПОШ N 11; ¦ ¦
¦ ¦военно-патриотических - СПОШ N 23; ¦ ¦
¦ ¦медицинских - СПОШ NN 6, 12, 16, 25, 26; ¦ ¦
¦ ¦экономических - СПОШ NN 2, 5, 12 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Обеспечить обновление содержания образования, ¦ ¦
¦ ¦дифференциацию обучения через поэтапный переход ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений на базисный ¦ ¦
¦ ¦учебный план: ¦ ¦
¦ ¦СПОШ NN 2, 4, 6, 12, 21, 23, 26; ¦1994 - ¦
¦ ¦ ¦1995 ¦
¦ ¦ ¦учебный ¦
¦ ¦ ¦год ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦СПОШ NN 1, 5, 9, 10, 11, 16, 22, 27; ¦1995 - ¦
¦ ¦ ¦1996 ¦
¦ ¦ ¦учебный ¦
¦ ¦ ¦год ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦СПОШ NN 13, 14, 15, 17, 19, 25; ¦1996 - ¦
¦ ¦ ¦1997 ¦
¦ ¦ ¦учебный ¦
¦ ¦ ¦год ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦СПОШ NN 18, 24, 31 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Внедрить региональный предмет "Экология" в ¦1995 - ¦
¦ ¦учебные планы общеобразовательных учреждений ¦1997 ¦
¦ ¦ ¦учебные ¦
¦ ¦ ¦годы ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Осуществить переход к информатизации образования ¦ ¦
¦ ¦в муниципальных образовательных учреждениях: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- укрепить материально-техническую базу кабинетов¦ ¦
¦ ¦информатики; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- провести обучение учителей и администрации ¦ ¦
¦ ¦работе на персональных компьютерах, используя ¦ ¦
¦ ¦различные формы курсовой подготовки; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- внедрять компьютерные технологии в преподавании¦ ¦
¦ ¦общеобразовательных предметов и в управленческую ¦ ¦
¦ ¦деятельность; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- создать городской центр информатизации на базе ¦1998 - ¦
¦ ¦УПК N 1 ¦1999 ¦
¦ ¦ ¦учебный ¦
¦ ¦ ¦год ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Расширить сеть дополнительных платных ¦ ¦
¦ ¦образовательных услуг в общеобразовательных ¦ ¦
¦ ¦учреждениях города ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Обеспечить внедрение в учебный процесс ¦ ¦
¦ ¦современных образовательных технологий ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Совершенствовать работу городского научного ¦до 2000 ¦
¦ ¦общества "Эрудит" ¦года ¦
L-----+-------------------------------------------------+---------
IV. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
------T-------------------------------------------------T--------¬
¦N ¦Содержание ¦Сроки ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------------------------+--------+
¦1. ¦Открыть экспериментальные площадки: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на базе СПОШ N 17 "Разработка программы ¦1995 год¦
¦ ¦"Развитие"; ¦сроком ¦
¦ ¦ ¦на 1 год¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на базе школ - гимназий NN 1, 5, NN 2, 9, 27 ¦1995 - ¦
¦ ¦"Апробирование государственных стандартов"; ¦1997 ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦
¦ ¦ ¦сроком ¦
¦ ¦ ¦на 2 ¦
¦ ¦ ¦года ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на базе СПОШ N 22 по теме "Создание системы ¦1996 - ¦
¦ ¦валеологического просвещения"; ¦2001 ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦
¦ ¦ ¦сроком ¦
¦ ¦ ¦на 5 лет¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на базе СПОШ N 25 по теме "Организация ¦1996 - ¦
¦ ¦внутришкольной методической работы как средство ¦1999 ¦
¦ ¦развития психолого-педагогической ¦гг. ¦
¦ ¦компетентности учителя"; ¦сроком ¦
¦ ¦ ¦на 3 ¦
¦ ¦ ¦года ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на базе СПОШ N 5 по теме "Педагогическая ¦1995 - ¦
¦ ¦система Л.В.Занкова: обучение и развитие. ¦2000 ¦
¦ ¦Формирование системы развивающего обучения"; ¦уч. годы¦
¦ ¦ ¦сроком ¦
¦ ¦ ¦на 5 лет¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на базе СПОШ NN 27, 10 по теме "Апробирование ¦1998 - ¦
¦ ¦курса "Развитие творческого мышления"; ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦
¦ ¦ ¦сроком ¦
¦ ¦ ¦на 5 лет¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на базе гимназии N 1 по теме "Модульное ¦1998 - ¦
¦ ¦обучение"; ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦
¦ ¦ ¦сроком ¦
¦ ¦ ¦на 5 лет¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на базе СПОШ N 15 по теме "Создание ¦1998 - ¦
¦ ¦природообразных технологий обучения" ¦2000 ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦
¦ ¦ ¦сроком ¦
¦ ¦ ¦на 3 ¦
¦ ¦ ¦года ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Создать банк "Одаренные дети" ¦1996 - ¦
¦ ¦ ¦2000 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Изучить опыт работы учреждений образования по ¦1998 - ¦
¦ ¦реализации Подпрограмм "Одаренные дети", ¦2000 гг.¦
¦ ¦"Педагогические кадры", "Информатизация ¦ ¦
¦ ¦образования" ¦ ¦
L-----+-------------------------------------------------+---------
V. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
1. Внедрять в практику работы образовательных учреждений научно-
педагогические технологии и достижения в области управления.
2. Обучать руководителей образовательных учреждений новым
подходам к информационному обеспечению, педагогическому анализу,
планированию, организации, контролю и регулированию всей
деятельности.
3. Обновлять внутришкольное управление на основе
педагогического менеджмента, с этой целью:
- проводить интенсивную психологизацию процесса управления;
- развивать систему профессионального сотрудничества,
учитывающую качества каждого человека и личностно-ориентированный
подход к его деятельности по достижению конечных результатов;
- ориентировать руководителей и педагогов на создание условий
для развивающей и развивающейся школы;
- повышать виутришкольную культуру, персональную
ответственность за освоение общечеловеческих и национальных
ценностей, обеспечение образовательного стандарта.
4. Использовать государственную систему лицензирования,
аттестации и аккредитации учреждений образования для повышения
эффективности их работы:
-----------T-----------T-----------T--------------T--------------¬
¦1996 год ¦1997 год ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год ¦
+----------+-----------+-----------+--------------+--------------+
¦СПОШ N 11 ¦СПОШ NN ¦НШ N 20, ¦СПОШ NN ¦СПОШ NN ¦
¦ ¦10, 12, 9, ¦СПОШ NN ¦14, 15, 16, ¦17, 18, 6, 21,¦
¦ ¦ДОУ NN 60, ¦2, 4, 5, ¦ДОУ NN 54, 64,¦ДОУ NN ¦
¦ ¦68 ¦ДОУ NN ¦прогимназия ¦27, 28, 50, 32¦
¦ ¦ ¦15, 46, 67,¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦19, 59 ¦ ¦ ¦
L----------+-----------+-----------+--------------+---------------
5. Осуществлять контроль за выполнением Закона РФ "Об
образовании":
-----------------------------------------------------------------¬
¦Преемственность образовательных программ и государственных ¦
¦стандартов различного уровня и направленности ¦
+----------T---------T----------T----------T----------T----------+
¦1994 - ¦1995 - ¦1996 - ¦1997 - ¦1998 - ¦1999 - ¦
¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦
¦учебный ¦учебный ¦учебный ¦учебный ¦учебный ¦учебный ¦
¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦
+----------+---------+----------+----------+----------+----------+
¦СПОШ N 21 ¦СПОШ N 16¦СПОШ N 2 ¦СПОШ N 23 ¦СПОШ N 4 ¦СПОШ N 27 ¦
¦ ¦СПОШ N 11¦СПОШ N 13 ¦СПОШ N 6 ¦СПОШ N 18 ¦СПОШ N 22 ¦
+----------+---------+----------+----------+----------+----------+
¦Выполнение государственных стандартов ¦
+----------T---------T----------T----------T----------T----------+
¦СПОШ N 5 ¦СПОШ N 27¦СПОШ N 24 ¦СПОШ N 19 ¦СПОШ N 14 ¦СПОШ N 17 ¦
¦ ¦СПОШ N 1 ¦СПОШ N 10 ¦НШ N 20 ¦СПОШ N 15 ¦СПОШ N 25 ¦
+----------+---------+----------+----------+----------+----------+
¦Повышение качества знаний, умений и навыков на различных ¦
¦ступенях обучения ¦
+----------T---------T----------T----------T----------T----------+
¦СПОШ N 16 ¦СПОШ N 27¦СПОШ N 9 ¦СПОШ N 19 ¦СПОШ N 2 ¦СПОШ N 6 ¦
¦СПОШ N 25 ¦СПОШ N 15¦СПОШ N 4 ¦СПОШ N 22 ¦СПОШ N 13 ¦СПОШ N 10 ¦
+----------+---------+----------+----------+----------+----------+
¦Создание условий для специализации, дифференциации процесса ¦
¦обучения ¦
+----------T---------T----------T----------T----------T----------+
¦СПОШ N 5 ¦СПОШ N 2 ¦СПОШ N 21 ¦СПОШ N 19 ¦СПОШ N 4 ¦СПОШ N 26 ¦
¦СПОШ N 1 ¦СПОШ N 10¦СПОШ N 18 ¦СПОШ N 23 ¦СПОШ N 6 ¦СПОШ N 17 ¦
+----------+---------+----------+----------+----------+----------+
¦Выполнение Закона РФ "Об образовании" о получении основного ¦
¦образования и создание условий для осознанного ¦
¦индивидуального выбора содержания образования учащихся III ¦
¦ступени обучения ¦
+----------T---------T----------T----------T----------T----------+
¦СПОШ N 2 ¦ ¦СПОШ N 10 ¦СПОШ N 17 ¦СПОШ N 25 ¦СПОШ N 11 ¦
¦СПОШ N 6 ¦ ¦СПОШ N 15 ¦СПОШ N 18 ¦СПОШ N 26 ¦СПОШ N 14 ¦
L----------+---------+----------+----------+----------+-----------
6. Создавать условия для получения образования различными
формами обучения - экстернатом, семейным образованием.
VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Направить усилия методической службы на обеспечение
реализации Федеральной и региональной программ развития
образования, на удовлетворение образовательных потребностей
педагогических работников, создание программ развития
образовательных учреждений, выявление, предъявление и
сопровождение освоения передового педагогического опыта.
2. Координировать внутришкольную, межшкольную и внешкольную
учебу педагогических кадров. Обеспечивать целостность этой
системы.
3. Осуществлять постоянный контроль за ходом и эффективностью
повышения квалификации и методической работы с педагогическими
кадрами, инновационными процессами в педагогической деятельности
учителей.
4. Накапливать информацию о состоянии профессионального
развития педагогов, анализировать ее и в соответствии с
результатами анализа корректировать, обновлять и на основе этого
развивать систему работы с педагогическими кадрами города.
5. Разрабатывать программы и реализовывать их через
разнообразные формы учебы для повышения управленческой культуры
руководителей, подготовки педагогических кадров к опытно-
экспериментальной работе.
6. Организовывать учебу педагогов по вопросам совершенствования
педагогического мастерства и инновационной педагогической
деятельности в области частных методик, индивидуальное
консультирование и выполнение различных образовательных
методических услуг в этом направлении как для отдельных учителей,
так и их различных методических объединений.
7. Строить работу в контакте с вузами города в соответствии с
планами Амурского областного ИППК.
VII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Считать основными направлениями воспитания в учреждениях
образования города:
- сохранение целостности учебно-воспитательного процесса;
- создание условий для саморазвития личности школьника как
субъекта деятельности и как индивидуальности;
- ориентацию воспитания на вечные абсолютные ценности: Человек,
Семья, Отечество, Знания, Труд, Культура, Земля;
- формирование у учащихся чувства патриотизма, создание
активного гражданина;
- эстетизацию образовательного учреждения как путь гуманизации
воспитания;
- поддержку детских и молодежных неполитизированных объединений
и организаций.
2. С целью качественного обеспечения воспитательной работы: -
продолжить работу постоянно действующего семинара заместителей
директоров по воспитательной работе "Теория и практика
воспитания";
- создать школу молодого руководителя;
- создать школу передового опыта.
3. Направить работу в учреждениях на создание гуманистических
воспитательных систем как на наиболее эффективный и верный путь в
воспитании.
4. Обеспечить воспитательный процесс в учреждениях образования
нормативно-правовой базой.
5. Продолжить ориентацию воспитывающей деятельности на личность
школьника. Разработать инновационные формы и методики организации
воспитательного процесса.
6. Организовать:
- постоянно действующую школу по обучению детского актива и
актива старшеклассников на базе ЦЭВ;
- работу советов по профилактике преступлений и правонарушений
в школах города;
- постоянно действующие семинары для родителей по проблемам
воспитания, правовым вопросам.
7. Продолжить:
- накопление, обобщение, распространение лучшего опыта по
воспитанию в учреждениях города;
- изучение и внедрение в практику работы опыта и рекомендаций
ведущих ученых по воспитанию: И.А.Иванова, В.А.Караковского,
А.Н.Лутошкина, О.С.Газмана, Н.Е.Щурковой и других;
- проведение традиционных городских мероприятий: смотров
художественной самодеятельности, школьных театров, литературных и
художественных конкурсов, спортивных соревнований и спартакиад;
- работу по созданию школьных детских организаций, объединений,
профильных и поисковых отрядов, клубов по интересам;
- проведение школьных и городских мероприятий по
антиалкогольной, антинаркотической пропаганде, расширению знаний
правил дорожного движения и противопожарной безопасности.
8. Обеспечить в учреждениях механизм отслеживания
результативности воспитательного процесса.
VIII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТСТВА
Осуществлять взаимодействие с органами здравоохранения,
внутренних дел, социальной защиты населения, комиссией по делам
несовершеннолетних, территориальными органами самоуправления по
своевременному выявлению детей, оставшихся без попечения родителей
или не получающих в семье должного воспитания и развития.
Обеспечивать защиту детей от всех форм физического или
психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.
Обеспечивать приоритетное право ребенка жить и воспитываться в
семье.
Совершенствовать консультативную помощь семье и детям,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Организовывать летний труд и отдых детей - сирот, опекаемых,
детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей.
Обеспечивать поддержку детей из многодетных, малообеспеченных и
неблагополучных семей путем проведения операций "Семья",
"Бродяга", "Выпускник", "Подросток", акций "Милосердие",
"Первоклассник", "Зима".
Обеспечивать защиту прав и интересов несовершеннолетних из г.
Благовещенска, находящихся в государственных учреждениях.
Пропагандировать через средства массовой информации
положительный опыт семейного воспитания, проводить разъяснительную
работу среди родителей.
IX. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
------T-------------------------------------------------T--------¬
¦N ¦Содержание ¦Сроки ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------------------------+--------+
¦1. ¦Расширить сеть муниципальных дошкольных ¦ ¦
¦ ¦учреждений. Принять в муниципальную ¦ ¦
¦ ¦собственность дошкольные учреждения: ¦ ¦
¦ ¦N 9; ¦ ¦
¦ ¦N 46; ¦1994 год¦
¦ ¦N 14; ¦1995 год¦
¦ ¦NN 49 и 69 ¦1996 год¦
¦ ¦ ¦1997 год¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Перепрофилировать ДОУ: объединить ¦ ¦
¦ ¦общеразвивающее ДОУ N 52 и специализированное ¦ ¦
¦ ¦ДОУ N 6. Создать ДОУ комбинированного вида ¦1998 год¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Расширить сеть специализированных ДОУ: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- организовать на базе ДОУ N 56 группы для ¦ ¦
¦ ¦слабослышащих детей; ¦1998 год¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- создать на базе ДОУ N 52 реабилитационный центр¦ ¦
¦ ¦для детей - инвалидов ¦2000 год¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Обеспечить построение учебно-воспитательного ¦ ¦
¦ ¦процесса с учетом индивидуальных особенностей ¦ ¦
¦ ¦каждого ребенка, учетом потребностей родителей и ¦ ¦
¦ ¦использованием современных дидактических и ¦ ¦
¦ ¦новых информационных технологий. ¦ ¦
¦ ¦Внедрять Программы: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- "Радуга"; ¦1993 - ¦
¦ ¦ ¦2000 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- "Развитие" Венгера Л.С.; ¦1995 - ¦
¦ ¦ ¦1999 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- "Детство"; ¦1997 - ¦
¦ ¦ ¦2001 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- по экологическому воспитанию дошкольников; ¦1995 - ¦
¦ ¦ ¦2000 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Программу "Музыкально-эстетическое ¦1996 - ¦
¦ ¦воспитание дошкольников" Пономаренко Н.Г. ¦2000 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Обеспечить условия в школьных учреждениях для ¦ ¦
¦ ¦сохранения и укрепления здоровья детей путем ¦ ¦
¦ ¦внедрения новых форм закаливающих и ¦ ¦
¦ ¦оздоровительных мероприятий ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Продолжить работу по построению предметно - ¦ ¦
¦ ¦развивающей среды в ДОУ, учитывая интересы ¦ ¦
¦ ¦ребенка и создавая условия для необходимого ¦ ¦
¦ ¦баланса совместной и индивидуальной ¦ ¦
¦ ¦деятельности, выявлению их творческих ¦ ¦
¦ ¦способностей ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Повышать деловую и профессиональную ¦ ¦
¦ ¦квалификацию педагогов, способствующую ¦ ¦
¦ ¦личностно-ориентированному взаимодействию ¦ ¦
¦ ¦с детьми и позволяющую им в полной мере ¦ ¦
¦ ¦реализовать основные принципы педагогики ¦ ¦
¦ ¦сотрудничества (через курсы ИППК, работу ¦ ¦
¦ ¦творческих и проблемных групп, методических ¦ ¦
¦ ¦объединений, недели педагогического ¦ ¦
¦ ¦мастерства, повышение категорийности педагогов) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Обеспечить взаимодействие с семьей по принципу ¦ ¦
¦ ¦активного вовлечения родителей в жизнь ДОУ, ¦ ¦
¦ ¦оказание консультативной помощи семьям, ¦ ¦
¦ ¦формирование у родителей представлений об ¦ ¦
¦ ¦основных целях и задачах воспитания детей ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Удовлетворять социальную потребность родителей ¦ ¦
¦ ¦по предоставлению детям широкого спектра платных ¦ ¦
¦ ¦образовательных и оздоровительных услуг: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- открытие классов по подготовке детей к школе; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- группы по обучению компьютерной грамоте, ¦ ¦
¦ ¦английскому языку, изодеятельности, хореографии, ¦ ¦
¦ ¦ритмике, коррегирующей гимнастике; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- спортивные секции ¦ ¦
L-----+-------------------------------------------------+---------
X. РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
------T-------------------------------------------------T--------¬
¦N ¦Содержание ¦Сроки ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------------------------+--------+
¦1. ¦Привести действующие уставы муниципальных ¦ ¦
¦ ¦учреждений дополнительного образования в ¦ ¦
¦ ¦соответствие с Законом РФ "Об образовании" и ¦ ¦
¦ ¦Типовым положением об учреждениях ¦ ¦
¦ ¦дополнительного образования детей в РФ ¦1997 ¦
¦ ¦ ¦год ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Обеспечить подготовку аттестации и аккредитации ¦ ¦
¦ ¦учреждений дополнительного образования детей с ¦ ¦
¦ ¦учетом специфики учреждения ¦1998 - ¦
¦ ¦ ¦2000 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Провести экспертную оценку используемых программ ¦ ¦
¦ ¦и пособий в УДО, изданных до 1992 года, с целью ¦ ¦
¦ ¦соотнесения с современными требованиями ¦1998 ¦
¦ ¦ ¦год ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Обеспечить переподготовку педагогов УДО к работе ¦ ¦
¦ ¦по программам нового поколения через курсы в ¦ ¦
¦ ¦ИППК, семинары ¦до 2000 ¦
¦ ¦ ¦года ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Ввести в штатное расписание УДО специалистов - ¦ ¦
¦ ¦социальный педагог, педагог - психолог, ¦ ¦
¦ ¦педагог - организатор - за счет изменения ¦ ¦
¦ ¦штатного расписания ¦1997 - ¦
¦ ¦ ¦2000 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Осваивать практику замещения вакантных ¦ ¦
¦ ¦руководящих и педагогических должностей на ¦ ¦
¦ ¦конкурсной основе ¦1994 - ¦
¦ ¦ ¦2000 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Организовать методические сообщества ¦ ¦
¦ ¦специалистов дополнительного образования детей ¦ ¦
¦ ¦по профилям и видам деятельности учреждения ¦1996 - ¦
¦ ¦ ¦2000 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Расширить сеть дополнительных платных услуг в ¦ ¦
¦ ¦УДО, привлекать внебюджетные средства для ¦ ¦
¦ ¦развития учреждения ¦1994 - ¦
¦ ¦ ¦2000 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Провести реорганизацию ГКВР "Юность" в ¦ ¦
¦ ¦городской центр творчества юных и детскую ¦ ¦
¦ ¦юношескую спортивную школу ¦1996 - ¦
¦ ¦ ¦1997 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦10. ¦Открыть ДЮСШ на базе стадионов "Спартак", ¦ ¦
¦ ¦"Олимпик", "Юность" с сохранением видов спорта: ¦ ¦
¦ ¦хоккей, коньки, футбол, теннис ¦1997 - ¦
¦ ¦ ¦1998 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦11. ¦Присвоить статус ДЮСШ N 5 "специализированная ¦ ¦
¦ ¦детско-юношеская спортивная школа ¦ ¦
¦ ¦олимпийского резерва" в установленном порядке ¦1997 ¦
¦ ¦ ¦год ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦12. ¦Открыть на базе ЦЭВ профили трудовой и начальной ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовки учащихся 9 - 11 ¦ ¦
¦ ¦классов ¦1995 - ¦
¦ ¦ ¦2000 гг.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦13. ¦Привести в соответствие с Положением УДО и с ¦ ¦
¦ ¦Законом РФ "Об образовании" названия всех ¦ ¦
¦ ¦спортивных школ и клубов города ¦1996 - ¦
¦ ¦ ¦2000 гг.¦
L-----+-------------------------------------------------+---------
|