2 июля 1998 года Амурский областной суд
N 7-09/54-98
ЗАЯВЛЕНИЕ
ПРОКУРОРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ СТ. 18 ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА
НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ОТ 21 АВГУСТА
1996 Г. N 103-ОЗ)
(В ПОРЯДКЕ СТ. 41 ГПК РСФСР, СТ. 22 П. 3, 23 ФЗ
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
15 августа 1996 года областным Советом народных депутатов
принят Закон Амурской области "О внесении изменений в Закон
Амурской области "О статусе депутата Амурского областного
Собрания", которым изменена редакция ст. 18 закона (опубликован 28
августа 1996 года, газета "Амурская правда", N 206).
В указанной статье закреплено положение о депутатской
неприкосновенности, предусматривающее, что депутат областного
Совета на территории области не может быть задержан (за
исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут
обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к
уголовной ответственности без согласия прокурора области.
Данное положение противоречит Конституции РФ, действующему
законодательству по следующим основаниям:
Ст. 18 Закона "О статусе депутата Амурского областного Совета
народных депутатов" установлена неприкосновенность депутата
облсовета в сфере уголовного и уголовно-процессуального права,
особые условия привлечения их к ответственности.
В соответствии со ст. 71 "о", 76, п. 1, Конституции РФ
уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное
законодательство находится в исключительном ведении Российской
Федерации и по ним принимаются федеральные законы, имеющие прямое
действие на всей территории РФ. Из смысла п. 5 ст. 76 Конституции
следует, что законы субъектов РФ не могут противоречить
федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ.
Из изложенного следует, что по предметам ведения РФ законы
издаются исключительно Федеральным Собранием РФ, и субъекты
Российской Федерации не вправе устанавливать по этим вопросам
самостоятельное регулирование.
Уставом Амурской области (ст. 34, п. 6) также закреплено
положение, что порядок привлечения депутата к ответственности,
лишения депутатской неприкосновенности, прекращения депутатских
полномочий устанавливается федеральным законодательством.
Таким образом, Амурский областной Совет народных депутатов не
имел права самостоятельно урегулировать уголовно-правовые аспекты
статуса своих депутатов, их неприкосновенности, устанавливать
особый порядок осуществления правосудия, не предусмотренный
Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Обоснованность вышеуказанных доводов подтверждается
Постановлением Конституционного суда от 30 ноября 1995 года "По
делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного
положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской
областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской
областной Думы от 8 июля 1994 года". Из п. 2 следует, что
вторжение в исключительную компетенцию Российской Федерации по
вопросам, обозначенным в ст. 71 (п. "о") Конституции РФ, является
незаконным.
Прокуратурой области на ст. 18 Закона Амурской области "О
статусе депутата областного Совета народных депутатов" был
принесен протест, который отклонен областным Советом народных
депутатов 29 мая 1998 года.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 41 ГПК РСФСР, ст.
22, п. 3, 23 ФЗ О прокуратуре Российской Федерации", ст. 61 Закона
РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой,
областной администрации" (в редакции от 16 ноября 1997 года),
прошу:
1. Признать противоречащей закону ст. 18 Закона Амурской
области "О статусе депутата Амурского областного Совета народных
депутатов" (в редакции закона от 21 августа 1996 г. N 103-ОЗ).
2. Вызвать в судебное заседание представителя Амурского
областного Совета народных депутатов.
Приложение: копии заявления, решения областного Совета N 714 от
15 августа 1996 года, Закона Амурской области "О статусе депутата
Амурского областного Собрания", протеста, решения облсовета от 29
мая 1998 года.
Прокурор
Амурской области
старший советник юстиции
С.А.КУЧЕР
|