29 декабря 1997 года 46-ОЗ
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О СТАТУСЕ ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
18 декабря 1997 года
Настоящий Закон устанавливает основные права, обязанности и
ответственность выборного должностного лица местного
самоуправления (далее - выборное должностное лицо), возглавляющего
деятельность по осуществлению местного самоуправления на
территории муниципального образования.
Действие настоящего Закона распространяется на главу
муниципального образования, главу администрации, избранных
гражданами, проживающими на территории данного муниципального
образования, и главу муниципального образования, избранного
представительным органом местного самоуправления из своего
состава, а также руководителя представительного органа местного
самоуправления.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Выборное должностное лицо местного самоуправления
1. Выборное должностное лицо избирается гражданами Российской
Федерации, проживающими на территории муниципального образования,
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании либо представительным органом местного
самоуправления из своего состава в порядке, установленном уставом
муниципального образования, в соответствии с федеральным и
областным законодательством.
2. Согласно уставу муниципального образования выборное
должностное лицо может быть наделено правом входить в состав
представительного органа местного самоуправления,
председательствовать на заседаниях представительного органа
местного самоуправления и подписывать принятые представительным
органом местного самоуправления нормативные правовые акты.
3. Выборное должностное лицо наделяется собственной
компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии
с уставом муниципального образования.
Права и обязанности выборного должностного лица
устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии
с федеральным и областным законодательством.
Статья 2. Законодательство о статусе выборного должностного
лица
Статус выборного должностного лица определяется федеральным и
областным законодательством, настоящим Законом, уставом
муниципального образования.
Статья 3. Срок полномочий выборного должностного лица
1. Срок полномочий выборного должностного лица - 4 года.
Полномочия выборного должностного лица начинаются со дня
вступления его в должность и прекращаются в день вступления в
должность вновь избранного должностного лица данного
муниципального образования.
2. Полномочия выборного должностного лица не подлежат
передаче другому лицу, если иное не определено уставом
муниципального образования.
Статья 4. Досрочное прекращение полномочий выборного
должностного лица
1. Полномочия выборного должностного лица могут быть
прекращены досрочно в случаях:
а) письменного заявления выборного должностного лица о
сложении своих полномочий (добровольной отставки);
б) отзыва выборного должностного лица населением в порядке,
установленном областным законодательством и уставом муниципального
образования;
в) отзыва выборного должностного лица представительным
органом в порядке, установленном областным законодательством и
уставом муниципального образования;
г) выезда выборного должностного лица на постоянное место
жительства и работы за пределы территории муниципального
образования;
д) утраты выборным должностным лицом гражданства Российской
Федерации;
е) вступления в законную силу обвинительного приговора суда,
повлекшего судимость, в отношении лица, являющегося выборным
должностным лицом;
ж) вступления в законную силу решения суда о признании
гражданина, являющегося выборным должностным лицом, умершим,
безвестно отсутствующим, недееспособным;
з) смерти выборного должностного лица;
и) избрания или назначения на должность, занятие которой
несовместимо с выполнением полномочий выборного должностного лица;
к) реорганизации или упразднения муниципального образования в
установленном законодательством области порядке;
л) упразднения должности выборного должностного лица местного
самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального
образования в соответствии с областным законодательством;
м) вступления в силу закона области о прекращении полномочий
выборного должностного лица по основаниям, предусмотренным статьей
49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", статьей 95 Закона Амурской
области "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Амурской области".
2. Порядок прекращения полномочий выборного должностного лица
в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "г - и" пункта 1
настоящей статьи, определяется уставом муниципального образования.
3. Досрочное прекращение полномочий выборного должностного
лица по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом, а также
с нарушением порядка, установленного федеральным и областным
законодательством, уставом муниципального образования, не
допускается.
Статья 5. Удостоверение выборного должностного лица местного
самоуправления
1. Выборное должностное лицо имеет удостоверение, являющееся
его основным документом, подтверждающим личность и полномочия
выборного должностного лица, которым он пользуется в течение срока
своих полномочий.
Удостоверение выдается в порядке, установленном уставом
муниципального образования.
Положение об удостоверении выборного должностного лица, его
образец и описание утверждаются решением областного Совета
народных депутатов.
2. Выборное должностное лицо в пределах своей компетенции
вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти
области и органы местного самоуправления, а также предприятия,
учреждения и организации, воинские части, общественные
объединения, расположенные на территории муниципального
образования, по предъявлении удостоверения выборного должностного
лица.
Статья 6. Взаимоотношения выборного должностного лица с
избирателями и представительным органом местного самоуправления
1. Выборное должностное лицо в соответствии с уставом
муниципального образования подотчетно населению непосредственно и
представительному органу местного самоуправления.
2. Выборное должностное лицо принимает меры по обеспечению
прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривает
поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в
пределах своих полномочий правильному и своевременному решению
содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает
общественное мнение и при необходимости вносит предложения в
соответствующие органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
Выборное должностное лицо информирует избирателей о своей
деятельности во время встреч с ними, а также через средства
массовой информации.
Формы взаимодействия выборного должностного лица с
представительным органом определяются уставом муниципального
образования в соответствии с областным законодательством.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 7. Право выборного должностного лица на первоочередной
прием должностными лицами
Выборное должностное лицо пользуется правом первоочередного
приема руководителями и другими должностными лицами органов
государственной власти области, органов местного самоуправления, а
также руководителями и должностными лицами предприятий, учреждений
и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего
состава воинских формирований, расположенных на территории данного
муниципального образования.
Статья 8. Рассмотрение обращений выборного должностного лица
1. Выборное должностное лицо вправе направить письменное
обращение в органы государственной власти области, органы местного
самоуправления, к их должностным лицам, а также руководителям
предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений,
лицам начальствующего состава воинских формирований.
Обращение выборного должностного лица подлежит обязательному
рассмотрению должностными лицами, предприятиями, учреждениями и
организациями, к которым оно обращено.
2. Выборное должностное лицо имеет право принимать
непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в
обращении вопросов на заседаниях соответствующих органов, в том
числе и на закрытых. О дне и времени рассмотрения выборное
должностное лицо должно быть извещено заблаговременно, но не
позднее чем за три дня.
3. Обращение выборного должностного лица рассматривается
государственными и общественными органами, предприятиями,
учреждениями в порядке и сроки, предусмотренные действующим
законодательством.
4. Информация, составляющая государственную и охраняемую
законом тайну, предоставляется запрашиваемыми органами в порядке,
установленном федеральным законодательством.
Информация, в отношении которой действующим законодательством
установлены ограничения на ее распространение, подлежит
представлению по письменному запросу выборного должностного лица.
Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до
сведения выборного должностного лица нормы, регламентирующие
порядок использования соответствующих документов.
5. Мотивированный отказ в предоставлении информации выборному
должностному лицу подлежит оформлению в письменном виде.
Статья 9. Право выборного должностного лица на обращение
Выборное должностное лицо вправе обратиться к соответствующим
органам и должностным лицам за защитой прав, свобод и законных
интересов граждан в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
Статья 10. Отчет выборного должностного лица перед
избирателями и представительным органом местного самоуправления
1. Выборное должностное лицо обязано не реже одного раза в
год отчитываться перед избирателями и представительным органом
местного самоуправления о своей работе.
Отчет выборного должностного лица проводится гласно и
открыто.
2. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной
отчет выборного должностного лица. Под требованием о проведении
внеочередного отчета необходимо собрать не менее 5 процентов
подписей от числа избирателей данного муниципального образования.
Внеочередной отчет выборного должностного лица может быть
проведен также по решению представительного органа местного
самоуправления.
3. Порядок проведения отчета выборного должностного лица
устанавливается представительным органом местного самоуправления.
Статья 11. Правотворческая инициатива выборного должностного
лица
Выборное должностное лицо обладает правом правотворческой
инициативы, которое осуществляется в форме внесения в
представительный орган местного самоуправления:
предложений о законодательной инициативе в органы
государственной власти области;
предложений о поправках и пересмотре положений устава
муниципального образования;
проектов нормативных правовых актов органа местного
самоуправления;
поправок, предложений и замечаний к нормативным правовым
актам органа местного самоуправления.
Статья 12. Право выборного должностного лица на получение и
распространение информации
1. Выборное должностное лицо в установленном порядке
обеспечивается документами, принятыми органами местного
самоуправления данного муниципального образования, другими
информационными и справочными материалами, а также документами,
официально распространяемыми органами государственной власти
области.
2. Выборное должностное лицо имеет преимущественное право
выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой
информации, действующих на территории данного муниципального
образования, учредителем или соучредителем которых является орган
местного самоуправления, а также в средствах массовой информации,
полностью или частично финансируемых за счет местного бюджета. При
этом материалы, представляемые выборным должностным лицом,
подлежат обязательному опубликованию в соответствии с
законодательством о средствах массовой информации. Редактирование
представленных материалов без его согласия не допускается.
Статья 13. Гарантии неприкосновенности выборного должностного
лица
Выборное должностное лицо на территории муниципального
образования не может быть задержано (за исключением случаев
задержания на месте преступления), подвергнуто обыску по месту
жительства или работы, арестовано, привлечено к уголовной
ответственности без согласия прокурора области.
Статья 14. Освобождение выборного должностного лица от
военной службы и военных сборов
Выборное должностное лицо имеет право на отсрочку от призыва
на военную службу и военные сборы на срок его полномочий в
соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и
военной службе".
Статья 15. Гарантии трудовых прав выборного должностного лица
1. Выборное должностное лицо не может быть освобождено от
должности должностными лицами органов государственной власти
области, должностными лицами органов местного самоуправления.
2. Выборное должностное лицо, избранное в результате выборов,
подлежит увольнению с прежнего места работы по п. 5 ст. 29 КЗоТа
Российской Федерации (переход работника на выборную должность).
Увольнение выборного должностного лица из числа
военнослужащих и других категорий граждан, служба которых
регулируется уставами и положениями, производится в порядке,
установленном федеральным законодательством.
3. Время работы выборного должностного лица засчитывается в
стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в
соответствии с законодательством о государственной службе.
4. Срок полномочий выборного должностного лица засчитывается
в общий и непрерывный трудовой стаж работы (службы), дающий право
на установление процентных надбавок (в том числе районных
коэффициентов) к заработной плате (должностному окладу), право на
получение надбавки за выслугу лет, право на пенсию на льготных
условиях и в льготных размерах, если выборное должностное лицо на
момент перехода к осуществлению своей деятельности на постоянной
основе находилось на должности, работало по профессии либо
работало (проходило службу) в местности, предусматривающих
предоставление данной льготы.
При этом выборному должностному лицу после прекращения его
полномочий непрерывный трудовой стаж сохраняется в течение года.
5. Выборному должностному лицу по окончании срока его
полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее
отсутствии - другая равноценная работа (должность) по прежнему
месту работы или с его согласия на другом предприятии, в
учреждении, организации.
Выборное должностное лицо из числа военнослужащих и других
категорий граждан, служба которых регулируется уставами и
положениями, по окончании срока своих полномочий продолжает службу
в порядке, установленном федеральным законодательством.
6. Супруге (супругу) выборного должностного лица, уволенной
(уволенному) в связи с переездом выборного должностного лица для
осуществления своих полномочий, перерыв в работе засчитывается в
общий и непрерывный трудовой стаж работы (службы). На указанный
период за ними сохраняются: место работы (службы) по
специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление
процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к
заработной плате, на установление процентных надбавок и получение
единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату
вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений,
организаций за год, а также на пенсию на льготных условиях и в
льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало
должность, работало по профессии либо работало (служило) в
местности, предусматривающих предоставление данной льготы.
Статья 16. Денежное содержание выборного должностного лица
1. Денежное содержание выборного должностного лица
определяется представительным органом местного самоуправления в
порядке, предусмотренном уставом муниципального образования в
соответствии с законодательством области о муниципальной службе.
2. Денежное содержание выборного должностного лица состоит
из:
должностного оклада;
надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд;
надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и
специальный режим муниципальной службы;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на
муниципальной службе;
премий;
районного коэффициента к заработной плате;
процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж
работы на предприятиях, в организациях и учреждениях,
расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего
Севера, и южных районах Дальнего Востока;
материальной помощи.
3. Денежное содержание выборного должностного лица
обеспечивается за счет средств местного бюджета.
Дополнительные расходы, связанные с выполнением выборным
должностным лицом своих полномочий, возмещаются по представлении
соответствующих документов за счет средств местного бюджета.
Статья 17. Социальные гарантии выборного должностного лица
1. Выборное должностное лицо продолжает получать назначенную
ему заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое
место работы в течение года со дня освобождения его от должности в
следующих случаях:
после окончания срока полномочий и при неизбрании на
должность на новый срок полномочий;
при упразднении должности в связи с изменением
административно-территориального устройства, при ликвидации или
реорганизации местной администрации (органа местного
самоуправления);
после удовлетворения заявления о добровольной отставке, если
оно проработало в этой должности не менее года.
В случае, если на новом месте работы заработная плата ниже
прежней, за счет средств местного бюджета производится доплата до
уровня прежней заработной платы (с учетом индексации), но не более
одного календарного года со дня ухода с должности.
2. Выборному должностному лицу гарантируются:
условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных
обязанностей;
ежегодный оплачиваемый отпуск, установленный уставом
муниципального образования в соответствии с действующим
законодательством;
обязательное государственное страхование на случай причинения
вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им своих
полномочий;
обязательное государственное социальное страхование на случай
заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период
исполнения им своих полномочий;
иные гарантии, предусмотренные уставом муниципального
образования, федеральным и областным законодательством.
Оплата указанных льгот производится за счет средств местного
бюджета.
Статья 18. Ограничения, связанные с выполнением выборным
должностным лицом своих полномочий
1. Выборное должностное лицо не вправе:
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме
педагогической, научной и иной творческой деятельности;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через
доверенных лиц;
быть депутатом областного Совета народных депутатов;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в
органе местного самоуправления, который непосредственно подчинен
или подконтролен ему;
входить в состав органов управления коммерческих организаций,
пользующихся финансами соответствующего муниципального
образования, если в порядке, установленном федеральным и областным
законодательством, нормативным правовым актом муниципального
образования, ему не поручено участвовать в управлении этой
организацией;
использовать в неслужебных целях средства
материально-технического, финансового и информационного
обеспечения, другое муниципальное имущество и служебную
информацию;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения
(подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату
развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения),
связанные с исполнением им своих должностных обязанностей;
выезжать в командировки за счет средств физических и
юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на
взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления
муниципального образования, где он избран главой, с органами
местного самоуправления других муниципальных образований, а также
органами государственной власти и органами местного самоуправления
иностранных государств, международными и иностранными
организациями;
получать гонорары за выступления и публикацию материалов,
подготовка которых входит в обязанности выборного должностного
лица;
принимать участие в забастовках;
использовать свое служебное положение в интересах
политических партий, общественных, в том числе религиозных,
объединений для пропаганды отношения к ним.
2. Выборное должностное лицо обязано передавать под гарантию
муниципального образования на время выполнения своих полномочий
находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном
капитале коммерческих организаций в порядке, установленном
действующим законодательством.
3. Выборное должностное лицо местного самоуправления обязано
ежегодно представлять в органы государственной налоговой инспекции
сведения о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве
собственности, являющихся объектами налогообложения.
Статья 19. Ответственность выборного должностного лица
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных
обязанностей, несоблюдение установленных настоящим Законом
ограничений, в других установленных действующим законодательством
случаях выборные должностные лица местного самоуправления несут
ответственность перед населением и государством в порядке,
установленном федеральным и областным законодательством, уставами
муниципальных образований.
Статья 20. Право выборного должностного лица на бесплатный
проезд
Выборное должностное лицо на территории данного
муниципального образования пользуется правом бесплатного проезда
на всех видах пассажирского городского и пригородного транспорта
(за исключением такси). Проезд осуществляется по удостоверению
выборного должностного лица.
Статья 21. Предоставление выборному должностному лицу жилого
помещения
Выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия
и не имеющему жилой площади на территории данного муниципального
образования, уставом муниципального образования может быть
предусмотрено выделение жилой площади для проживания, в том числе
с членами семьи. Порядок и сроки предоставления жилой площади
определяются правовым актом органа местного самоуправления в
порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 22. Помощники (советники) выборного должностного лица
Выборное должностное лицо вправе иметь помощников
(советников), работающих как на постоянной основе, так и на
общественных началах.
Права, обязанности и срок полномочий помощника (советника)
выборного должностного лица определяются выборным должностным
лицом самостоятельно.
Порядок оформления и количество помощников (советников)
выборного должностного лица, работающих на постоянной основе,
определяются представительным органом местного самоуправления.
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 23. Ответственность за невыполнение законных
требований выборного должностного лица
Невыполнение должностными лицами органов государственной
власти области и органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, общественных объединений законных
требований выборного должностного лица либо создание препятствий в
его работе, а равно несоблюдение установленных настоящим Законом
сроков предоставления информации или предоставление заведомо
ложной информации, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого
деяния, влекут ответственность, предусмотренную действующим
законодательством.
Статья 24. Ответственность за неправомерное воздействие на
выборное должностное лицо, членов его семьи и родственников
Неправомерное воздействие на выборное должностное лицо,
членов его семьи и родственников, выраженное в виде насилия или
угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения или
изменения его полномочий, влечет ответственность, предусмотренную
действующим законодательством.
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
области приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение
трех месяцев со дня вступления его в силу.
Статья 26. Порядок применения нормативных правовых актов,
изменяющих статус выборного должностного лица
1. Нормы настоящего Закона, устанавливающие ограничения прав
граждан, являющихся выборными должностными лицами,
распространяются на лиц, вступивших в соответствующую выборную
должность после вступления в силу настоящего Закона.
2. Нормы настоящего Закона, а также принятых в соответствии с
ним нормативных правовых актов, изменяющие права и обязанности
выборного должностного лица, за исключением случая, указанного в
пункте 1 настоящей статьи, распространяются на всех выборных
должностных лиц независимо от сроков замещения ими выборных
муниципальных должностей со дня вступления в силу соответствующих
нормативных правовых актов.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со
дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области
А.Н.БЕЛОНОГОВ
г. Благовещенск
29 декабря 1997 года
N 46-ОЗ
|